Закон о похоронном деле

  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле
    • Статья 3. Погребение
    • Статья 4. Места погребения
    • Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти
    • Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего
  • Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ
    • Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении
    • Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего
    • Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению
    • Статья 10. Социальное пособие на погребение
    • Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны
    • Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего
    • Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы
    • Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)
    • Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
  • Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ
    • Статья 15. Предложения по созданию мест погребения
    • Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
    • Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
    • Статья 18. Общественные кладбища
    • Статья 19. Вероисповедальные кладбища
    • Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
    • Статья 21. Семейные (родовые) захоронения
    • Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
    • Статья 23. Стены скорби
    • Статья 24. Крематории
  • Глава IV. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО
    • Статья 25. Организация похоронного дела
    • Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
    • Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела
    • Статья 28.
    • Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела
    • Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов
    • Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен
    • Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 8. Права пользователя информацией
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет»
    • Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • Статья 12. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет»
    • Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет»
    • Статья 15. Присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления
    • Статья 16. Размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах
    • Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды
    • Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу
    • Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 21. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на бесплатной основе
    • Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • Статья 23. Защита права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 24. Контроль и надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
  • Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году

До 1 декабря текущего года Правительство РФ должно обеспечить доработку и внесение в Госдуму законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением умерших, и призванного заменить действующий закон (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; далее – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабинету министров главой государства Владимиром Путиным по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (перечень поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330).

Среди наиболее существенных проблем указанной отрасли, выявленных в ходе проверки, можно выделить:

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.

Предполагается, что часть указанных проблем будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий законопроект1, разработанный Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в рамках весенней сессии следующего года, сообщила заместитель директора Департамента городской среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование».

Каков порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение и отражения его в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Одним из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела – юридическими лицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профессиональное образование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Кроме того, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законопроектом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же учредителем юридическим лицом.

Крайне важным, по мнению экспертов, является предусмотренный законопроектом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, должностными лицами органов власти, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (разумеется, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, так как действия ритуальных агентов, оперативно получающих информацию о смерти от перечисленных выше субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам умерших, будут официально признаваться незаконными. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон оказывается только по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить умершего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов или диспетчерский центр приема заказов.

Планируется также определить, какие деяния можно рассматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны применяться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.

Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но отметили, что подготовленный Минстроем России законопроект требует доработки. Один из самых главных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление общественного контроля в сфере оказания ритуальных услуг. По словам экспертов, именно введение механизма общественного контроля позволит исправить сложившуюся на данный момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией «с разрешения» органов исполнительной власти.

Так, например, в Москве ГБУ «Ритуал» фактически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом руководителя указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, по мнению Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Правительству Москвы выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Кроме того, с 2015 года столичные власти перестали заключать с городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела договоры аренды помещений в моргах для оказания ритуальных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Ритуал», что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают эксперты.

Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

Рекомендации

Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему: «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование»

Кроме того, необходимо подумать о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО «Верум» Владимир Горелов. Используемая сейчас форма статистической отчетности, по мнению эксперта, неэффективна, так как предполагает представление сведений за прошедший год и не позволяет оценить состояние рынка ритуальных услуг в данный момент.

Еще одно предложение к обсуждению – о возможности введения в России института ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.

Таким образом, можно предположить, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Стоит отметить, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так называемого нулевого чтения – до внесения его в Госдуму.

Вопрос ответ

Часто задаваемые вопросы Какие документы необходимы для захоронения?
Гербовое свидетельство о смерти (выдается в МФЦ на основании медицинского свидетельства о смерти, полученного в морге). Удостоверение личности лица ответственного за захоронение Договор на оказание услуг с ритуальной службой, которая занимается организацией похорон Документы для захоронения в родственную могилу отличаются от тех, которые нужны для оформления погребения на новом участке
Гербовое свидетельство о смерти Удостоверение личности ответственного за захоронение Договор на оказание услуг с ритуальной службой, которая занимается организацией похорон Паспорт захоронения Документы, удостоверяющие родство умершего с уже захороненным (свидетельство о браке; свидетельство о рождении; решение суда об усыновлении; решение суда о признании родства) Как получить место на кладбище?
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха.

В Москве оформить участок земли бесплатно можно на открытых для свободного захоронения кладбищах – Алабушевском, Хованском (Западном), Хованском (Центральном) и Щербинском.

На закрытых кладбищах – в случае, если у умершего были особые заслуги перед обществом и государством

В обоих случаях участки земли предоставляются только по факту смерти (после получения свидетельства о смерти)

Вы можете приобрести право на размещение семейного (родового) захоронения – участка земли на открытом или закрытом кладбище, на котором можно хоронить членов одной семьи

– по факту смерти (при наличии свидетельства о смерти) – без аукциона

– при жизни (по результатам открытого аукциона в электронной форме)

Важно! Приобрести право на размещение семейного (родового) захоронения можно только в Департаменте Торговли и Услуг Как подзахоронить в уже имеющееся семейное (родовое) захоронение?
В родовое захоронение можно хоронить только членов одной семьи – родителей, супругов, детей, внуков и правнуков, братьев и сестер, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, усыновителей и усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер.

Для подзахоронения в родственную могилу, нужно получить разрешение администрации кладбища. Сделать это может только ответственный за захоронение или представитель по нотариально удостоверенной доверенности.

Необходимые документы:
Документ удостоверяющий личность ответственного за захоронение Договор о размещении семейного (родового) захоронения Свидетельство о смерти (выдается органами ЗАГС) Важно! Повторное захоронение гробом в землю в одну могилу возможно только по прошествии санитарного срока. В Москве это 15 лет. Захоронение урн с прахом производится без временного ограничения Зачем нужен ответственный за захоронение
Ответственный за захоронение — это человек, который при оформлении участка земли на кладбище получил паспорт захоронения. Только ответственный за захоронение может решить, кто из членов семьи в дальнейшем может быть погребен на этом же участке, он принимает решение об эксгумации. Важно! Все случаи подзахоронений и эксгумаций без согласия ответственного за захоронение — незаконные.
Ответственный за захоронение может обратиться с претензией или ходатайством к администрации кладбища: получить разрешение на озеленение могилы, установку памятника, креста или ограды.

Обратиться можно лично либо по нотариально заверенной доверенности.

Ответственный за захоронение обязан содержать закрепленный за ним могильный холм, ограду, цоколь, памятник и цветник в надлежащем виде.

Ответственность за захоронение можно перерегистрировать на другого человека с согласия ответственного лица или в случае его смерти.

Законодательством предусмотрена возможность разделения ответственности за могилы внутри родственного захоронения (наличие двух ответственных, каждый с удостоверением на одну из двух могил на участке захоронения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *