Типовой контракт на строительство

>Типовой контракт на строительство

Типовые контракты

Типовые контракты созданы, с одной стороны, для контроля за закупочной деятельностью в отдельных сферах. С другой, для удобства заказчика. Такие документы состоят из обязательных положений, менять которые нельзя, пунктов, где можно выбрать один вариант из предложенных, а также пустых строк, куда госзаказчики вписывают необходимые данные. Случаи, когда обязательно применение типовых контрактов по 44-ФЗ, диктует Правительство РФ.

Правила разработки типовых документов и их применения определяет постановление Правительства от 02.07.2014 г. № 606.

Типовые формы контрактов по 44-ФЗ можно не использовать при закупках:

  • за наличные;
  • путем запроса предложений;
  • у единственного поставщика (не во всех случаях);
  • путем запроса котировок (для обеспечения деятельности за рубежом, оказания срочной медпомощи).

Типовой контракт на строительство объекта по 44-ФЗ

Библиотека типовых контрактов размещена на сайте zakupki.gov.ru. Через 30 дней после публикации в ЕИС использование форм становится обязательным.

Для поиска в левом боковом меню откройте вкладку «Информация о контрактах и договорах», а затем кликните по ссылке «Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов». Правда, типового государственного контракта на строительство в ней пока нет. Документ еще не загружен в базу. Он был предложен Минстроем в феврале 2018 года.

Форму типового контракта по строительству можно найти в Проекте Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 08.02.2018. В обязательном порядке заказчики должны применять ее с 1 января 2019 года.

Типовой государственный (муниципальный) контракт на строительство Скачать образец

Когда использовать типовой контракт на строительство и реконструкцию капитальных объектов

Применять типовой контракт заказчики должны при закупках работ по возведению и реконструкции объектов капитального строительства. Под это определение подпадают строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставка необходимых материалов, оборудования и другие действия, необходимые в процессе возведения зданий.

Использование типовой формы обязательно для следующих кодов ОКПД2:

  • 41.2 — «Здания и работы по возведению зданий»;
  • 42 — сюда входит разработка проектов гражданского строительства и работы по сохранению и воссозданию инженерных сооружений, которые считаются объектами культурного наследия;
  • 43 — «Работы строительные специализированные»;
  • 71.12.20.110 — «Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика».

Типовую форму не нужно применять при закупке работ на следующих объектах:

  • расположенные за границей, на территории посольств и консульств;
  • линейных объектах капитального строительства;
  • на которых ведутся работы по сохранению объекта культурного наследия.

Использовать типовой госконтракт необходимо вне зависимости от начальной максимальной цены.

Зачем нужен типовой контракт на капитальное строительство

Разработка типового контракта в сфере капитального строительства регламентирует взаимодействие госзаказчиков и подрядчиков. Документ определяет права и обязанности сторон, правила изменения отдельных положений соглашения, сроки начала возведения объектов, приемки и оплаты, порядок обеспечения строительства материалами и оборудованием и др.

Напомним, что помимо типового контракта Минстрой представил стандартный договор на выполнение проектных и изыскательских работ. Он также должен применяться с 2019 года.

Типовые контракты по 44-ФЗ (таблица с кодами ОКПД и ОКВЭД)

Большинство заказчиков знает, но мало кто пользуется библиотекой типовых контрактов, размещённой в Единой информационной системе. Между тем эта Библиотека насчитывает семнадцать форм типовых контрактов, которые обязательны для применения всеми заказчиками.

Министерства здравоохранения, строительства и ЖКХ, труда и социальной защиты, промышленности и торговли, образования и науки, а также Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» разработали и утвердили, чтоб нам не скучно было, для универсализации закупочной деятельности эти формы типовых контрактов.

ВАЖНО: При необходимости использования типового контракта необходимо обращать внимание не на подведомственность заказчика, а на вид товаров, работ или услуг в отношении которых утверждена форма типового контракта.

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ ТИПОВОЙ КОНТРАКТ

Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 №606 устанавливает чёткий перечень условий, при которых заказчики должны использовать типовые контракты.

  1. Если контракт заключается на поставку/выполнение/оказание определённых видов товаров/ работ/ услуг и заключается он по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС формы типового контракта (типовых условий контракта).
  2. Если в вашей закупке одновременно совпадают все три нижеуказанных условия:
  • закупка попадает под коды ОКПД2 и ОКВЭД2, а также по КТРУ;
  • цена контракта попадает в указанный диапазон цен;
  • дополнительные условия могут быть установлены разработчиком типового контракта.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

КОГДА НЕ НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ФОРМУ ТИПОВОГО КОНТРАКТА

  1. Со дня размещения формы типового контракта в ЕИС ещё не прошло тридцать календарных дней.
  2. Какой-то из трёх показателей, указанных выше во втором условии, не подходит к вашей закупке.
  3. Закупка попадает под исключения, описанные ПП РФ от 02.07.2014 №606. Перечень исключений следующий:
  • п.2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33, 34 части 1 статьи 93 Закона о КС. Из этого пункта исключений также есть исключения. Некоторые виды таких закупок обязывают заказчика всё-таки использовать типовую форму контракта. Необходимо смотреть информационную карту.
  • закупки за наличный расчёт;
  • запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • запрос котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • некоторые случаи проведения закупки в форме запроса предложений.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ТИПОВЫМ КОНТРАКТАМ

В сети интернет много статей на тему «когда использовать типовой контракт?», «а точно ли нужно применять типовой контракт?», «какие штрафы за неиспользование формы типового контракта?». А на форумах заказчиков всё равно не утихают споры и обсуждения по применению этой нормы Закона о контрактной системе. Поэтому в этой статье мы собрали закупки, в отношении которых утверждена форма типового контракта, ориентируясь на данные в карточках каждого типового контракта. Надеемся, эта таблица станет хорошим подспорьем в вашей работе, уважаемые коллеги.

№ типового контракта (типовых условий контракта) Код позиции Код ОКВЭД2 Случаи применения типового контракта (типовых условий контракта) Нормативный правовой акт
1573000000116001 85.42.19.000 Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Минтруда России от 29.10.2015 №797н

1573000000116003
1573000000116004

90 Услуги в области творчества, искусства и развлечений 90 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 №1180
72 Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками 72 Научные исследования и разработки
85 Услуги в области образования 85 Образование
91 Услуги библиотек, архивов, музеев и прочие услуги в области культуры 91 Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры
1400700000316001 38.22.11.000 Услуги по переработке отходов атомной промышленности 38.22 Обработка и утилизация опасных отходов Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 29.12.2015 №1/27-НПА

Полную таблицу вы можете скачать по ссылке >> «Сводная таблица по типовым контрактам«

Новые правила для госконтрактов на строительство объектов «под ключ»

Жарский Дмитрий

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

C 1 июля этого года вводится новый порядок для госконтрактов, которые подразумевают проведение комплекса основных работ по строительству капитальных объектов. Главное нововведение – обязательное получение положительного экспертного заключения уполномоченного госучереждения, причем как по техническим вопросам, там и по инвестиционной составляющей.

Новые правила распространяются на государственные и муниципальные контракты, заключаемые после 1 июля 2017 года, предмет которых – и проектирование, и строительство, и ввод в эксплуатацию конкретного объекта капитального строительства (то есть один контракт на выполнение всех основных этапов возведения до момента передачи заказчику). Они введены Постановлением Правительства от 12 мая 2017 г. № 563 (далее — Постановление), как раз и вступившим в силу 1 июля 2017 года, и соответствующими поправками в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих заключение и исполнение строительных госконтрактов.

Принципиальное нововведение одно – проект по возведению объекта (основа будущего договора) должен содержать обоснование запланированных инвестиций и пройти процедуру технологического и ценового/инвестиционного аудита. Без этого подобный контракт не может быть заключен. Все остальные законодательные новеллы приводят в соответствие этим требованиям нормативную базу по строительной и конкурсной документации. И, конечно, утверждено Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций для подобных контрактов (далее – Положение).

Следовательно, с июля этого года, чтобы заключить контракт на строительство объекта «под ключ», заказчику-застройщику дополнительно потребуется:

1

обоснование инвестиций в создание объекта;

2

заключение по итогам технологического и ценового аудита;

3

решение о заключении контракта.

Доводы инвесторов

Обоснование инвестиций – это пакет документов. В него входит:

  • проект задания на проектирование объекта;
  • описание инвестиционного проекта, включая основные характеристики, сроки, этапы строительства и место размещения объекта;
  • основные архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и иные решения по созданию объекта;
  • сведения об основном технологическом оборудовании с учетом требований современных технологий производства и строительства;
  • предполагаемая стоимость объекта (расчет);
  • положения о возможности/невозможности повторногоиспользования экономически эффективной проектной документации аналогичного объекта.

Нововведенным порядком предусмотрено публичное обсуждение обоснования инвестиций. В его рамках (в течение 15 дней) любое заинтересованное лицо вправе представить свой отзыв в отношении обоснования. То есть, необходимость инвестиций в строительство того или иного объекта может быть поставлена под сомнение. В случае развития неблагоприятной ситуации конфликт может быть перенесен в суд. Поэтому, по сути, заказчику необходимо предусмотреть и возможность формирования экспертного ответа на подобные возражения.

Технологический и ценовой аудит

Согласно Постановлению аудит проводится теми органами исполнительной власти (федеральными, субъекта РФ) или им подведомственными госучереждениями, у которых есть соответствующие полномочия. Например, к таким относится ФАУ «Главгосэкспертиза России». Также данное право есть и у Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Аудит – платная услуга, тариф – 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ.Некоторое финансирование потребуется и на подготовку обоснования инвестиций. Средства на все это при организации строительства объекта федеральной собственности будут выделяться из федерального бюджета (в определенных пределах), объекта госсобственности субъекта РФ или муниципальной – согласно соответствующим принятым нормативным актам. То есть, вполне возможно, что эти расходы будут переложены на победителя конкурса (их компенсацию может подразумевать цена контракта).

По итогам аудита составляется заключение эксперта, где отражены его выводы о:

  • выборе места размещения объекта;
  • оптимальности сроков и этапов строительства;
  • достаточности данных для проектирования и разработки проектной документации;
  • основных конструктивных, архитектурно-художественных, инженерно-технических и других решениях для подготовки проектной документации (с учетом требований всех техрегламентов);
  • целесообразности использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования, а так же художественных изделий для отделки;
  • современности уровня техники и технологий, что будут применены при строительстве;
  • предполагаемой предельной стоимости строительства объекта (в ценах соответствующих лет);
  • выборедля повторного использования проектной документации аналогичного объекта или об обоснованиях решения о невозможности/нецелесообразности ее применения.

Кроме этого, в рамках аудита могут быть сделаны выводы о возможном сокращении стоимости,сроков и этапов строительства, оптимизации выбранных решений для разработки проектной документации, технологического оборудования и запланированных к использованию материалов.

Если аудит проводится Минстроем РФ или подведомственными ему госучреждениями, то его заключение будет заноситься в соответствующий реестр – соответствующий проект подготовлен министерством1. Планируется, что по определенной процедуре информация из этого реестра может быть предоставлена заинтересованным лицам. В перспективе подобные реестры могут появиться и на региональном уровне.

Заключение контракта

Решение о заключении контракта должно содержать предполагаемую предельную стоимость объекта в соответствии с заключением аудита. Она не должна превышать размера стоимости, утвержденную решением о капитальных вложениях. Цена контракта определяется и обосновывается в рамках законодательства РФ в сфере закупок после получения вышеупомянутого заключения.

В будущий договор включается ряд принципиальных условий. По одному из них подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а заказчик – ее уменьшения. Оно распространяется и на те случаи, когда изначально предусмотреть полный объем работ или расходов не представляется возможным.

Таким образом, любое действие по заключению советующего контракта связано с наличием положительного заключения по итогам технологического и ценового аудита. Содержание заключения, в свою очередь, строго ограничивает условия контракта – предмет, состав, содержание технической документации, цена контракта и срок его исполнения.

В этих условиях заказчику и вероятному подрядчику стоит подумать об инструментах предотвращения рисков и наступления неблагоприятных правовых последствий. Например, объективность и достаточность документации инвестобоснования можно проверить в рамках независимой строительно-технической экспертизы. Такое предварительное специализированное экспертное исследование будет для застройщика либо иного заинтересованного лица не только дополнительным гарантом обоснованности его позиции, но и показателем добросовестности и разумности его поведения.

Экспертный случай

Проведение дополнительной экспертизы можно порекомендовать и перед аудитом, особенно если учесть вышеуказанную возможность любого лица представить свой отзыв на доводы инвесторов. Причем, к экспертам может обратиться и та, и другая сторона. Каждый, кто решит оказать влияние на ход публичного обсуждения, чтобы сориентироваться и составить грамотный отзыв в короткий срок (до 15 дней) может воспользоваться помощью лиц, обладающих специальными познаниями (экспертами).

А тому, кто выносит свой инвестпроект на суд общественности, независимая строительно-техническая экспертиза позволит учесть все спорные моменты заранее и заключить контракт без угрозы временных и финансовых потерь. Очевидно, что застройщику, небрежно отнесшемуся к подготовке документации для аудита, предстоят длительные судебные разбирательства в попытке признать недействительным отказ в выдаче положительного заключения, проведение судебных экспертиз.

Конечно, в ходе аудита заявитель может вносить изменения в представленный пакет документов (п.12 Положения).Но достаточно ли будет максимального 60-дневного срока для приведения документации в соответствие(п. 9 Положения), учитывая, что подавляющее большинство заказчиков-застройщиков по подобным контрактам не являются профессиональными участниками градостроительной деятельности? При этом закон не предусматривает возможности вернуть оплаченную сумму, если заключение не является положительным для застройщика.

В итоге, заказчикам строительства объектов федеральной или муниципальной собственности «под ключ» теперь придется решать сразу несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением различных экспертиз. И, возможно, учитывая доходы многих местных бюджетов, на региональном и муниципальном уровне эти расходы будут частично или полностью переложены на подрядчика.

C 1 июля этого года вводится новый порядок для госконтрактов, которые подразумевают проведение комплекса основных работ по строительству капитальных объектов. Главное нововведение – обязательное получение положительного экспертного заключения уполномоченного госучереждения, причем как по техническим вопросам, там и по инвестиционной составляющей.

Новые правила распространяются на государственные и муниципальные контракты, заключаемые после 1 июля 2017 года, предмет которых – и проектирование, и строительство, и ввод в эксплуатацию конкретного объекта капитального строительства (то есть один контракт на выполнение всех основных этапов возведения до момента передачи заказчику). Они введены Постановлением Правительства от 12 мая 2017 г. № 563 (далее – Постановление), как раз и вступившим в силу 1 июля 2017 года, и соответствующими поправками в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих заключение и исполнение строительных госконтрактов.

Принципиальное нововведение одно – проект по возведению объекта (основа будущего договора) должен содержать обоснование запланированных инвестиций и пройти процедуру технологического и ценового/инвестиционного аудита. Без этого подобный контракт не может быть заключен. Все остальные законодательные новеллы приводят в соответствие этим требованиям нормативную базу по строительной и конкурсной документации. И, конечно, утверждено Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций для подобных контрактов (далее – Положение).

Следовательно, с июля этого года, чтобы заключить контракт на строительство объекта “под ключ”, заказчику-застройщику дополнительно потребуется:

обоснование инвестиций в создание объекта;

заключение по итогам технологического и ценового аудита;

решение о заключении контракта.

>Новый типовой госконтракт на строительство и реконструкцию

Особенности нового госконтракта

Предмет нового госконтракта будет охватывать такие ОКПД2:

  • 41.2;
  • 42, кроме 42.1;
  • 43;
  • 71.12.20.110.

Типовой контракт будет использоваться в госзакупках строительных работ или для реконструкции объектов капстроительства, а также для монтажных и пусконаладочных работ и даже поставки материалов и оборудования для стройки. Есть и исключения. Не нужно использовать новую форму, если планируется построить или реконструировать объект капстроительства, который:

  • расположен на земельном участке за пределами РФ или на территории посольств или консульств;
  • является линейным;
  • входит в программу по сохранению объектов культурного наследия.

Размер НМЦК может быть любым, каких-то ограничений законодатели установить не планируют.

Общественное обсуждение продлится до 22.02.2018.

Зачем нужен новый типовой госконтракт

Введение в действие стандартного договора позволит определить порядок взаимодействия госзаказчиков и подрядчиков в сфере строительства, их права и обязанности, а также иные условия, которые необходимо учитывать при его заключении.

Напомним, что наряду с типовым договором на строительство Минстрой разработал также стандартный договор на выполнение проектных и изыскательских работ.

Эти акты введут в действие с 01.07.2019. Однако, согласно правилам разработки стандартов для контрактов № 606 от 02.04.2014, они вступают в силу по истечению 30 дней после размещения текста в ЕИС.

Согласно правилам разработки такого рода договоров, они представляют собой текст, который состоит из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (меняется в зависимости от содержания конкретной закупки).

Помимо самого текста контракта, законодательно утверждается ряд приложений:

  • проектная документация;
  • график выполнения строительно-монтажных работ;
  • график оплаты выполненного;
  • условия конфиденциальности.
  • акт сдачи-приемки.
  • акт сдачи-приемки законченного строительства (реконструкции) (форма).

Таким образом, после наступления указанной даты заказчики не смогут менять обязательную часть контракта, а для заполнения переменной придется выбрать один из предложенных вариантов. Это имеет как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, использование готовых шаблонов упрощает труд, унифицирует и ускоряет. С другой стороны, варианты, разработанные органом, могут не отражать всех фактических ситуаций, вследствие чего могут возникать коллизии и противоречия.

В любом случае принятие готовых форм в закупках строительных работ — это важный шаг к урегулированию одной из самых масштабных и проблемных сфер. Надеемся, что в 2019 году у других профильных подразделений есть планы по подготовке собственных стандартов для контрактной системы.

Скачать типовой контракт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *