Судебное разбирательство в конституционном суде

Порядок заседания КС РФ при рассмотрении дела по существу

Конституционный Суд принимает дела к своему рассмотрению только по обращениям субъектов, имеющих на это право. Суд не вправе самостоятельно начать процедуру судебного разбирательства. Поводом к рассмотрению дела в Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Жалобой именуется обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает общие требования к обращению, и определяет условия допустимости жалобы.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух случаях Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 271.:

во-первых, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, т.е. именно те права и свободы, которые закреплены в Конституции РФ;

во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь в виду, что в Конституционный Суд могут быть обжалованы исключительно те нормативные акты, которые являются законами — федеральными или субъектов РФ.

Так, например, Конституционный Суд РФ в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова в своем Постановлении от 27 декабря 1999 года № 19-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Этот пункт предусматривал возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ не стал проверять соответствие отдельных пунктов Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, примененных к гражданину Ю.А. Антропову с точки зрения соответствия их Конституции России. В Постановлении подчеркивается, что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан осуществляет проверку конституционности только законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.

К жалобе, помимо перечисленных документов, должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Должностные лица или орган, применившие к заявителю (по его мнению, неправомерно) тот или иной закон, обязаны выдать по требованию заявителя копии такого документа.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поступившее в Конституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда, который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В случае несоответствия обращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя. После устранения недостатков обращения заявитель может вновь его направить в Суд.

Конституционный Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в тех случаях, когда:

разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

обращение в соответствии с требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;

по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Не позднее месяца с момента принятия обращения дело по этому обращению назначается к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат суда. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

В заседании в качестве участников процесса принимают участие стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.

Порядок ведения заседания Конституционного Суда детально регулируется Законом «О Конституционном Суде», в частности главой 7 и Регламентом Конституционного Суда. Можно выделить следующие стадии судебного заседания в Конституционном Суде:

1) открытие заседания председательствующим, сообщение о том, какое дело подлежит рассмотрению, проверка явки участников процесса, разъяснение сторонам и их представителям их прав и обязанностей, а другим участникам процесса — их прав, обязанностей и ответственности (статья 57 Закона);

2) сообщение судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению; заслушивание предложений сторон и принятие решения о порядке исследования вопросов дела (статья 60 Закона);

3) заслушивание объяснений сторон (статья 62 Закона);

4) заслушивание заключений эксперта (статья 63 Закона);

5) заслушивание показаний свидетелей (статья 64 Закона);

6) исследование документов (статья 64 Закона);

7) заключительное выступление сторон (статья 65 Закона).

По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом, восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращается угроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.

Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Вопрос 425. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.

Созыв заседаний (ст. 45 ФКЗ о Конституционном Суде):

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.

Назначение дел к слушанию (ст. 47 ФКЗ):

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Разрешение дел без проведения слушания (статья 47.1.ФКЗ):

Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 314ФКЗ о Конституционном Суде нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РоссийскойФедерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48-53 ФКЗ о Конституционном Суде15, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 ФКЗ о Конституционном Суде нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

Соединение дел (ст. 48 ФКЗ):

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Подготовка дела к слушанию (ст. 49 ФКЗ):

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Требования Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 50 ФКЗ):

Требования Конституционного Суда Российской Федерации о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда Российской Федерации, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Рассылка материалов. Оповещение о заседании (ст. 51 ФКЗ):

Уведомление о заседании Конституционного Суда Российской Федерации, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

Объявления о заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации (ст. 51 ФКЗ).

Исчисление сроков, предусмотренных Регламентом (§63 Регламента КС):

Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в ФКЗ о Конституционном Суде или в решении КС.

Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа последних суток. Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Некоторые правила процедуры и этикета (§51 Регламента КС):

1. Заседания Конституционного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Конституционного Суда в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим в заседании Конституционного Суда. При необходимости с разрешения председательствующего в заседании Конституционного Суда участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам процесса сидя.

3. Формами официального обращения к Конституционному Суду, Председателю Конституционного Суда, председательствующему в заседании Конституционного Суда и иным судьям являются соответственно: «Уважаемый Суд», «Уважаемый Председатель Конституционного Суда», «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».

4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса либо (если, исходя из состава присутствующих на заседании, достаточным для понимания адресата являются имя и отчество соответствующего участника процесса) его имя и отчество.

5. В ходе заседания председательствующий в заседании Конституционного Суда не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей.Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, выступления экспертов и показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего в заседании Конституционного Суда.

6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Конституционного Суда перемещений по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

7. Председательствующий в заседании Конституционного Суда вправе давать поручения по принятию мер к устранению нарушений установленного порядка в зале судебных заседаний. Требования председательствующего обязательны для присутствующих в зале судебных заседаний.

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 21 ФКЗ):

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФКЗ о Конституционном Суде.

Законодательная инициатива Конституционного Суда (§ 6 Регламента):

Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом в порядке, установленном для принятия итоговых решений Конституционного Суда.

Послание Конституционного Суда (§ 7 Регламента):

1. Решение о направлении послания Конституционного Суда принимается в заседании Конституционного Суда.

2. Для подготовки текста послания Конституционного Суда Конституционный Суд образует комиссию из числа судей. Для подготовки необходимых материалов к посланию Конституционного Суда может быть образована рабочая группа.

Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Ранее такой порядок был предусмотрен ст. 73 ФКЗ (утратила силу 03.11.2010)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2.3. Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде рф

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

1. Президент РФ;

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

  1. Президент РФ;

  2. федеральные органы исполнительной власти;

  3. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

  1. граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

  2. объединения граждан;

  3. иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап — проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению. Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

  1. относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

  2. соответствует ли обращение требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а именно:

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

б) обращение по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст.ст. 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

г) должна быть оплачена государственная пошлина, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

  1. не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

  2. не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

1. Если Секретариат Конституционного Суда приходит к выводу, что данное обращение не соответствует предъявляемым требованиям, то он обязан уведомить об этом заявителя. При этом заявитель вправе как потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу (то есть получить от Конституционного суда официальное уведомление), так и устранить недостатки и вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

2. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Второй этап включает в себя изучение фактического соответствия обращения компетенции Конституционного Суда.

На этом этапе необходимо, в первую очередь, определить, есть ли основания для рассмотрения дела Конституционным Судом. Таким основанием является:

  1. неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора;

  2. противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

  3. неопределенность в понимании положений Конституции РФ; или

  4. выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Заключение судьи или судей Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения.

На основании этого заключения суд может принять два решения:

1. о принятии обращения к рассмотрению;

2. об отказе в принятии обращения.

Основания для отказа в принятии обращения определены в ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2. обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;

3. по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Третий этап – подготовка судебного заседания. На этом этапе назначается дата судебного заседания, решается вопрос о том, кто будет представлять стороны в судебном процессе и решаются иные организационные вопросы.

В качестве сторон в конституционном процессе могут выступать должностные лица органов государственной власти, принявших проверяемый (оспариваемый) нормативный правовой акт или участвующих в споре о компетенции; представители Президента; адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности в качестве представителей граждан, общественных объединений и т.д.; депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации и другие лица.

Четвёртый этап – непосредственно судебное заседание. По сравнению с этапами подготовки вопроса к рассмотрению, само судебное заседание Конституционного Суда относительно скоротечно. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем выступают представители сторон, им задаются уточняющие вопросы, затем заслушиваются итоговые выступления представителей. После чего суд удаляется для обсуждения вопроса и принятия итогового решения.

Оно обсуждается в совещательной комнате, в которой могут присутствовать только судьи, рассматривающие данное дело, а также сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Свобода правовой позиции судьи Конституционного Суда РФ проявляется в положениях ст. 76 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» о том, что судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ».

По подавляющему большинству вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, решения принимаются простым большинством голосов. Исключение составляет толкование Конституции РФ – здесь для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Протокол совещания подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования (ст. 70 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает два вида итоговых решений Конституционного Суда:

1. заключение, которое принимается по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

2. постановление Конституционного Суда РФ, принимаемое по существу всех других вопросов, входящих в полномочия Конституционного Суда РФ.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (т. е. не итоговые решения), именуются определениями.

Пятый этап – исполнение решений Конституционного Суда РФ.

Итоговые решения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

1. судьям Конституционного Суда РФ;

2. сторонам конституционного процесса;

3. Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

4. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

При необходимости решения могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

В случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ, действия либо бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды в рамках судебного контроля или пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде РФ

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

1. Президент РФ;

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

1. Президент РФ;

2. федеральные органы исполнительной власти;

3. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

1. граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

2. объединения граждан;

3. иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап — проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению.Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

1. относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

2. соответствует ли обращение требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а именно:

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

б) обращение по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст.ст. 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

г) должна быть оплачена государственная пошлина, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

3. не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

4. не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

1. Если Секретариат Конституционного Суда приходит к выводу, что данное обращение не соответствует предъявляемым требованиям, то он обязан уведомить об этом заявителя. При этом заявитель вправе как потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу (то есть получить от Конституционного суда официальное уведомление), так и устранить недостатки и вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

2. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Судебное разбирательство в Конституционном Суде Российской Федерации

Судебное разбирательство является основной стадией конституционного судебного процесса, поскольку именно в его ходе осуществляется правосудие, заявитель реализует свои процессуальные права, представляет доказательственные материалы, а Конституционный Суд РФ исследует доказательства и выносит решение по существу спора. На стадии судебного рассмотрения обращения четко проявляются принципы конституционного судопроизводства: гласность, устность, коллегиальность, состязательность и равноправие сторон, независимость судей и Суда и др.

Разбирательство дела в ходе заседания Конституционного Суда РФ складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии выделяют:

  • • подготовительную часть судебного разбирательства;
  • • рассмотрение дела по существу;
  • • вынесение Судом решения.

Подготовительная часть судебного заседания имеет важное значение для успешного разбирательства дела. Она предназначена для создания и проверки условий отправления правосудия в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ о Конституционном Суде. Процессуальные действия, включенные в подготовительную часть судебного разбирательства, можно разделить на несколько групп. Эти действия направлены: 1) на открытие судебного заседания и проверку явки его участников в Суд; 2) установление законности участия в судебном разбирательстве всех его субъектов; 3) разъяснение участвующим в деле лицам их прав; 4) обеспечение необходимых средств доказывания.

Подготовительная часть судебного разбирательства начинается с открытия в назначенное время председательствующим заседания Суда и объявления им, какое дело подлежит разбирательству. Местом судебного разбирательства является место нахождения Конституционного Суда РФ — г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., д. 1.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся в торжественной обстановке. При входе судей в зал судебных заседаний, а также при выходе их из зала присутствующие встают.

Председательствующий в заседании Конституционного Суда в назначенное время констатирует правомочность состава Конституционного Суда принимать решения, — не менее 2/3 от общего числа судей. При наличии кворума председательствующий открывает заседание и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Далее проверяется явка в Суд сторон и их представителей, а также других участников процесса, их полномочия. В зале судебного заседания оглашаются результаты этой проверки, которые протоколируются и приобретают важное процессуальное значение. В зависимости от них и с учетом мнения явившихся на судебное заседание решается вопрос о продолжении судебного разбирательства. Согласно ч. 2 ст. 57 ФКЗ о Конституционном Суде в случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. Если Конституционный Суд РФ признает невозможность рассмотрения дела, его рассмотрение откладывается.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщая, кто является судьей-докладчиком по делу.

На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Согласно ч. 1 ст. 56 названного Закона основаниями для отвода судьи являются следующие обстоятельства:

  • • ранее в силу должностного положения судья участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
  • • объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.

При наличии таких обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отвод может быть заявлен не только сторонами, но и другими судьями на любой стадии рассмотрения обращения, когда стало известно об обстоятельствах, предусмотренных ст. 56 ФКЗ о Конституционном Суде. Вопрос об отводе и о самоотводе судьи всегда решается с участием этого судьи, и он не только дает объяснение по поводу заявленного отвода или самоотвода, но и участвует в голосовании. Об отстранении судьи от участия в деле выносится мотивированное определение. В случае отстранения от участия в деле судьи, являющегося докладчиком по делу, Суд принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

На подготовительной стадии судебного разбирательства основная тяжесть всей работы приходится на долю председательствующего, выполняющего свойственные только ему и определенные ФКЗ о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации организационно-распорядительные функции.

Председательствующий обязан обеспечить реальное осуществление участниками процесса предоставленных им законом прав. Выполняя эту обязанность, председательствующий должен прежде всего разъяснить им эти права. Такие разъяснения даются в подготовительной части судебного разбирательства отдельно каждому участвующему в деле лицу.

Помимо разъяснения прав названным участникам процесса председательствующий должен разъяснить права и ответственность вызванным на судебное заседание экспертам. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений (ч. 2 ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде).

Разъяснение прав участникам процесса в ходе подготовительной части судебного разбирательства не исчерпывает обязанностей председательствующего по обеспечению этих прав. В ходе судебного заседания он должен постоянно принимать меры для их реального осуществления, а также совершать иные процессуальные действия, направленные на эффективное рассмотрение дела. В соответствии со ст. 58 ФКЗ о Конституционном Суде председательствующий руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего по предложению стороны или любого из судей могут быть пересмотрены Конституционным Судом РФ на том же заседании.

Заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто. Регламент определяет порядок допуска в зал судебных заседаний заинтересованных лиц.

Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду РФ и принятым им правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания; не перемещаться во время заседания Конституционного Суда РФ по залу, не разговаривать, не отпускать реплики; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Лицо, нарушающее порядок заседания или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда РФ после предупреждения может удалить публику, если ею допущено нарушение, мешающее нормальному ходу заседания.

Закрытое заседание может быть назначено Конституционным Судом РФ, если это необходимо:

  • • для сохранения охраняемой законом тайны;
  • • обеспечения безопасности граждан;
  • • защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела на закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Рассмотрение дела по существу — центральная часть стадии судебного разбирательства. Разрешая дело по существу, Конституционный Суд РФ следует установленным законом требованиям к содержанию, последовательности, времени совершения определенных действий Судом и иными участниками процесса.

Разбирательство дела осуществляется устно. Устность судебного разбирательства дела в Конституционном Суде РФ означает следующее:

  • • все сведения, составляющие содержание доказательств, должны быть оглашены и прозвучать в зале судебного заседания;
  • • разбирательство дела представляет собой судоговорение, в котором участвуют стороны, их представители, за которым наблюдает публика;
  • • ни одно доказательство, изученное Судом молча, не может быть упомянуто в решении.

В некоторых случаях ФКЗ о Конституционном Суде допускает разрешение дел без проведения слушаний (ст. 47‘).

Прежде Конституционный Суд РФ признавал жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению, если вопросы, поставленные в жалобе, были разрешены в ранее принятом постановлении Конституционного Суда РФ, сохраняющем силу1. В таком случае Конституционный Суд РФ принимал «отказное» определение по жалобе. Зачастую это не означало негативного результата, поскольку определение имело положительное (позитивное) содержание, если заявитель просил признать неконституционными положения закона, аналогичные тем, которые уже были признаны не соответствующими Конституции РФ. Таким образом, гражданин оспаривал не то же самое нормативное положение, по которому было вынесено решение Конституционного Суда РФ (в таких случаях принималось обычное отказное определение), а аналогичное ему, т. е. такое, которое регулирует сходные отношения в соответствующей сфере общественной жизни. Придя к выводу, что для разрешения поставленного заявителем в жалобе вопроса не требуется нового процесса, Конституционный Суд РФ в упрощенном порядке, без проведения публичных слушаний в ходе пленарного заседания констатировал аналогию, подтверждал прежние позиции, нередко развивая их и дополняя новыми. Тем самым, как отмечают ученые, Конституционный Суд РФ подчеркивал, что он остается верен своей правовой позиции, следует юридической логике, которой придерживался при рассмотрении близкого по содержанию вопроса .

Письменное производство без проведения публичного слушания распространяется не на все дела, тем не менее круг их широк. Практически все категории дел, связанные с нормоконтролем, могут быть рассмотрены в письменном производстве, за исключением федеральных конституционных законов, федеральных законов и конституций (уставов) субъектов РФ. Если они проверяются в порядке абстрактного нормоконтроля, то обязательно предварительное публичное слушание этой категории дел. Но по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность законов без проведения слушаний. Основание для такого процесса одно: вывод Конституционного Суда РФ о том, что оспариваемые положения аналогичны нормам, ранее признанным его постановлениями не соответствующими Конституции РФ, или что оспариваемая норма, ранее признанная сохраняющим силу постановлением Конституционного Суда РФ неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы Судом необходимо для устранения фактов нарушения конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Мнения ученых

Практика письменного судопроизводства в конституционных судах (усеченного, без публичного слушания) распространена во многих зарубежных странах, например в Бельгии, Южной Корее. В немецком конституционном производстве по жалобам письменная процедура стала правилом, а устное производство — исключением.

Как отмечалось выше, согласно ФКЗ о Конституционном Суде заявители и органы власти, принявшие оспариваемый закон, могут ходатайствовать о том, чтобы намеченный без проведения слушаний порядок разрешения дела был изменен и дело вынесено на рассмотрение на открытом судебном заседании. В этом случае производство будет публичным с участием сторон и оглашением всех материалов дела.

На заседании Конституционного Суда РФ исследование по существу рассматриваемого дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся в деле материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик не вправе излагать свою позицию по существу рассматриваемого дела. Судьи Конституционного Суда РФ могут задавать вопросы судье- докладчику.

По окончании выступления судьи-докладчика Суд заслушивает предложения сторон, обсуждает поставленные вопросы и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей по порядку исследования вопросов рассматриваются безотлагательно.

После определения порядка исследования поставленных вопросов председательствующий предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемых вопросов и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Первой излагает свою позицию сторона- заявитель, затем — сторона-ответчик. Когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. У председательствующего есть право требовать от сторон процесса выступлений по существу рассматриваемого в Суде дела. В выступлении заявитель или его представитель оглашает доводы, подтверждающие неконституционность акта, который подлежит проверке. Выступление противной стороны сводится к опровержению аргументов заявителя. Выступление сторон заслушивается в полном объеме. После заслушивания каждой из них судьи Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы. С разрешения Суда задать вопросы сторонам могут также эксперты, но в пределах поставленных перед ними вопросов.

Если к рассмотрению обращения были приглашены эксперты, свидетели и специалисты, то они выступают на заседании после объяснения сторон. В соответствии со ст. 63 ФКЗ о Конституционном Суде на заседание Суда в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, касающихся рассматриваемого дела. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.

В ходе заседания Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Судом, по его решению подлежат приобщению к материалам дела в подлинниках или заверенных копиях.

По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Первой выступает сторона-заявитель. Согласно ст. 66 ФКЗ о Конституционном Суде стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся этим Судом.

Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд РФ сочтет необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Когда все имеющиеся доказательства по делу, все существенные вопросы, имеющие отношение к делу, полно и всесторонне рассмотрены, председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу оконченным. Окончание слушания дела — это завершающий этап рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ.

Мнения ученых

Важность принятия решения об окончании слушания дела состоит в том, что оно завершает исследовательскую часть судопроизводства .

Окончание слушания дела фиксируется в протоколе судебного заседания.

  • См.: Кряжков В. Л., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. С. 214.
  • См.: Нарутто С. В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения встатусе и процедурах (2009 и 2010 годы). С. 12.
  • См.: Кряжков В. Л., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. С. 239.
  • См.: Арановский К. В. О письменном производстве в конституционной юстицииРоссии // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 2 (20). С. 23.
  • См.: Витушкин В. А. Определения Конституционного Суда Российской Федерации: особенности юридической природы. М., 2005. С. 20.

Судебное разбирательство в Конституционном суде РФ

Судебное разбирательство в Конституционном суде происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции).

В некоторых юридических источниках появилось мне­ние, что процесс в Конституционном суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций.

Считаем это положение принципи­ально неверным, т.к. конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Этим определяется то, что к процессу в Конститу­ционном суде адвокат должен готовиться еще более тща­тельно, чем к обычным процессам, т.к. решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, а может затронуть большие массы людей. Поэтому в про­цессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, ква­лификацию других участников процесса, мировую прак­тику и т.д.

В судебном заседании необходимо строго соблюдать Рег­ламент Конституционного суда. Это относится как к об­ращению к судьям («Ваша честь», «Уважаемый Суд», «Уважаемый судья», «Уважаемый Председательствую­щий), так и к ведению дела. В Конституционном суде нельзя ссвшаться на документы и обстоятельства, не ис­следованные Конституционным судом в судебном заседа­нии, нельзя делать политических заявлений, нельзя до­пускать оскорбительных высказываний в отношении го­сударственных органов и их должностных лиц, обществен­ных объединений и отдельных граждан.

Необходимо уяснить, что Регламент Конституционно­го суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адво­кат, как более опытный, должен взять на себя функции

координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить фак­ты и предъявить документы в необходимой последова­тельности. Адвокат должен контролировать полноту ос­вещения проблемы и дополнять, если это необходимо. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Консти­туционного суда в России нет. Можно выразить недове­рие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в Законе. В отличие от других судов, в Конституционном суде может быть еще основание — уча­стие судьи в принятии оспариваемого акта.

Отвод судьи в Конституционном процессе возможен на любой стадии.

Как и в любом процессе, в конституционном имеет место выступление сторон, заявление ходатайств, заклю­чительное выступление адвоката. Отличие состоит в том, что после того, как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению, адвокат может обратиться с ходатай­ством об официальном разъяснении акта Суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения.

Как и в любом другом процессе, Закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Суда и привносить в них свои замечания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *