Сопутствующие услуги

4.1. Понятие и классификация сопутствующих видов аудиторских услуг

В настоящее время аудиторская деятельность включает в себя два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутст- вующие аудиту услуги. При этом последние начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам продаж в аудиторских организациях.

И это не случайно. Именно в аудиторс- ских фирмах работают наиболее квалифицированные специалистьм в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов.

В ст. 1 п. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельно- сти» под сопутствующими аудиту услугами понимается оказания аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами сопут-ствующих услуг:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций» и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансов вое консультирование;

• управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в су-дебных и налоговых органах по налоговым и таможенным сборам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информаци- онных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как иму- щественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

Глава 4. Сопутствующие виды аудиторских услуг 53

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

• проведение маркетинговых исследований;

• проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распро­странение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

• обучение в установленном законодательством Российской федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудитор­ской деятельностью;

• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 8 ав­густа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» аудиторская деятельность относится к видам деятельности, подле­жащим лицензированию.

По некоторым видам деятельности, определенным в Федераль­ном законе «Об аудиторской деятельности» как аудиторские, имеют­ся отдельные федеральные законы, устанавливающие порядок их лицензирования. К ним, в частности, относится оценочная деятель­ность. В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной дея­тельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от»29 июля 1998 г. (ст. 23) лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования оценочной деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Сюда также относится образовательная деятельность аудитор­ских организаций. Согласно Закону РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. с изменениями и дополнениями на 13 февраля 2002 г.) проводятся лицензирование образовательных учреждений по программам послевузовского про­фессионального образования и выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

Аудиторские и консалтинговые организации, одним из видов деятельности которых является разработка новых информационных технологий, формирование информационных баз для всех или от­дельных своих клиентов, должны помнить о том, что в соответст­вии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.

подлежит обя­зательному лицензированию деятельность негосударственных орга-низаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных (п. 4 ст. 11), и организаций, выполняющих работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

54 Раздел I. Теоретические основы аудите

В то же время отнесение к лицензируемым видам платных юри- дических услуг, оказываемых юридическими и физическими лица ми, было установлено Постановлением Правительства РФ «О ли- цензировании отдельных видов деятельности» № 1418 от 24 декабре 1994 г. (в ред. Постановления Правительства РФ № 1513 от 1 де- кабря 1997 г.), а не Федеральным законом. Положение о лицензии- ровании деятельности по оказанию платных юридических услуг бы- ло утверждено Постановлением Правительства Российской Федера- ции № 344 от 15 апреля 1995 г.

В российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутст- вующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» рассмот- рены требования к видам услуг, которые могут оказывать аудитор экономическим субъектам, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения.

Для выполнения этой основной цели должны быть решены слев дующие задачи:

• определены и классифицированы сопутствующие аудиторские услуги;

• описан общий характер работ и услуг, сопутствующих аудиту;

• определены особенности оказания аудиторскими организа- циями сопутствующих аудиту работ, услуг и их оформления;

• выявлены особенности распределения ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказа- нии услуг.

Согласно стандарту под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая ау- диторами и аудиторскими организациями помимо обязательного ау- дита. Таким образом, четко разграничиваются услуги организациям называемых консалтинговыми (оказывающими сходные аудиторские услуги), и услуги аудиторских организаций. Отличие это определяет- ся наличием лицензии на право заниматься аудиторской деятель- ностью.

Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполните- лей профессиональной компетентности в области аудита, бухгал- терского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяй- ственного права, экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать по принципу их совместимости с различными видами аудита следующим образом.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъектЛ обязательной аудиторской проверки по поручению государственны^ органов, в частности, относятся услуги по:

Глава 4. Сопутствующие виды аудиторских услуг 55

• оценке активов и пассивов, экономических и инвестицион­ных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

• тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

• тестированию персонала аудиторских фирм.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в частности, относятся услуги по:

1) проведению инициативного аудита;

2) постановке бухгалтерского учета;

3) улучшению ведения учета и составления отчетности; кон­тролю ведения учета и составления отчетности;

4) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей;

5) анализу хозяйственной деятельности; оценке активов и пас­сивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

6) представлению интересов экономического субъекта по дове­ренности перед третьими лицами;

7) проведению семинаров, повышению квалификации и обуче­нию персонала экономических субъектов и, в частности, аудиторских организаций; научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

8) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчет­ности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной дея­тельности, аудита и т.д.;

9) по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регист­рации, реорганизации и ликвидации предприятий; информацион­ному обслуживанию; консультационные услуги;

Ю) экспертному обслуживанию;

И) подбору и тестированию бухгалтерского персонала эконо-мического субъекта;

12) подбору и тестированию персонала аудиторских организа­ций и др.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъ-екта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (систе- мы показателей) деятельности экономических субъектов, относятся услуги по:

1) ведению бухгалтерского учета;

56 Раздел I. Теоретические основы аудита

2) восстановлению бухгалтерского учета;

3) составлению деклараций по налогам;

4) составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

Услуги действия — услуги по созданию документов, состав кото- рых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее эко­номическим субъектом не созданных. Услуги контроля — услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согла- сованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчет- ности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм.

Информационные услуги — услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам: проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических реко­мендаций и т.д.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» иначе трактуются понятия совместимости и несовместимости. Так, со гласно ст. 12 аудит не может проводиться аудиторскими организа-циями, оказывавшими в отношении этих лиц в течение трех лет; непосредственно предшествовавших проведению аудиторской про­верки, услуги по:

• восстановлению бухгалтерского учета;

• ведению бухгалтерского учета;

• составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Важным вопросом для аудируемых лиц является отнесение за-

трат на сопутствующие аудиту услуги. На этот вопрос мы находили ответ в Налоговом кодексе РФ (ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»). Согласно ст. 264, на себе- стоимость продукции относятся расходы на:

17) аудиторские услуги;

14) юридические и информационные услуги;

15) консультационные и иные аналогичные услуги.

4. Услуги, сопутствующие аудиту

Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с проведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях: аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики.

Перечень сопутствующих аудиту услуг дан в п. б ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Порядок оказания сопутствующих аудиту услуг определяется и следующими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности:

— № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;

— № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

— № 31 «Компиляция финансовой информации».

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется данными федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся только:

а) обзорные проверки;

б) согласованные процедуры;

в) компиляция финансовой информации.

При оказании иных видов услуг (например, налоговое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, и др.) аудиторам надлежит выполнять общие требования к их качеству.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

— лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

— материально-технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление предоставляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств несет экономический субъект.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать на:

— совместимые с проведением у этого же клиента обязательной аудиторской проверки;

— несовместимые с проведением у этого же клиента обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением обязательной аудиторской проверки, относятся:

— постановка бухгалтерского учета;

— контроль за ведением учета и составлением отчетности;

— контроль за начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей;

— анализ хозяйственной и финансовой деятельности;

— оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

— представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

— проведение семинаров, обучение и повышение квалификации в области экономики и права;

— разработка и издание методических пособий и рекомендаций по вопросам экономики и права;

— компьютеризация бухучета и смежных вопросов;

— консультирование по вопросам бухучета, налогообложения, финансов, хозяйственного права и другим смежным вопросам;

— информационное и экспертное обслуживание;

— подбор и тестирование бухгалтерского персонала;

— другие услуги.

К услугам, несовместимым с проведением обязательной аудиторской проверки, относятся: ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление налоговых деклараций; составление бухгалтерской отчетности.

В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на услуги действия; услуги контроля; информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Сопутствующие аудиту услуги действия, оказание которых экономический субъект возлагает на аудиторскую организацию, оформляются договором. К договору может прилагаться задание на выполнение работ и оказание услуг.

Задание должно содержать:

а) перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

б) перечень источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

в) перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта.

К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

При оказании сопутствующих аудиту услуг аудитор обязан следовать тем же принципам, что и при оказании аудиторских услуг — честность, объективность, конфиденциальность и т.п. Кроме того, необходимо выполнять требования соответствующих стандартов аудиторской деятельности по планированию, документированию, контролю качества и т.д.

Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника».

При необходимости, аудиторская организация может разрабатывать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. При этом аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Услуги, сопутствующие аудиту

Аудиторы наряду с проведением проверки могут оказывать клиентам прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается Федеральными стандартами аудиторской деятельности.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность( см. закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (с послед. измен.);

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

Услуги, перечисленные в п. 1 не совместимы с проведением аудиторской проверки.

В современной системе аудита выделяют особые услуги, которые регулируются отдельными федеральными правилами, стандартами аудиторской детальности (см. Табл. 4).

Например, обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

Таблица 4. — Взаимосвязь видов услуг, связанных с аудиторской деятельностью

Аудиторская деятельность Виды аудита
Аудит Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности Финансовый аудит
Сопутствующие аудиту услуги Обзорные проверки
Компиляция финансовой информации Налоговый аудит. Инвестиционный аудит. Маркетинговый аудит. Ценовой аудит. Операционный аудит. Организационный аудит. Управленческий аудит. Инвентаризационный аудит. Использования финансирования в условиях несостоятельности интеллектуальной собственности.
Согласованные процедуры
Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью Налоговое консультирование. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности. Правовое консультирование. Оценка стоимости. Анализ. Автоматизация бухгалтерского учета. Проведение маркетинговых исследований. Экономическое и финансовое консультирование. Управленческое консультирование. Разработка инвестиционных проектов.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности:

Основная цель обзорной проверки — определить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность составлена в соответствии с установленными требованиями к ее формированию. Если отчетность вызывает сомнения по каким-то конкретным позициям, а не в целом, то аудит можно не проводить и ограничиться обзорной проверкой.

Такая проверка включает запросы в бухгалтерскую службу организации и анализ полученных данных, общую проверку отчетности.

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы с помощью сбора подтверждающих доказательств в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (то есть в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не проводится.

При обзорной проверке аудитор выясняет основные моменты, которые касаются организационной структуры, системы бухгалтерского учета, характера хозяйственных операций, активов, обязательств, доходов и расходов, способов производства (включая технологические процессы) и продажи, местонахождения производственных объектов, аффилированных лиц.

Особое внимание аудитор обращает на внесенные корректировки в информацию предыдущих периодов. Он сравнивает отчетность текущего и предыдущих периодов с предполагаемыми результатами и финансовым состоянием, изучает соотношение различных показателей отчетности на соответствие прогнозируемым показателям, характерным для данного хозяйствующего субъекта и для отрасли в целом.

Запросы сотрудникам бухгалтерии могут касаться, например, того, все ли операции отражены в учете, составлена ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, имели ли место изменения в деятельности или в учетной политике, в чем они заключались.

Согласованные процедуры:

Суть согласованных процедур заключается в проведении аудитором действий аудиторского характера в отношении финансовой информации лица (организации, предпринимателя), заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг (самого заказчика), и третьих лиц.

Этот вид сопутствующих аудиту услуг можно провести в том случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Тогда аудитор сосредоточит свое внимание на том, что интересует вас больше всего на данный момент.

Согласованные процедуры аудитор обычно выполняет в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Согласованные процедуры проводят в случае, если нет необходимости в полноценном аудите. Их выполняют в отношении отдельных показателей финансовой информации: дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений, а также в отношении одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или отчетности в целом.

Основные приемы, которые использует аудитор, — направление запросов и получение подтверждений, анализ, пересчет, проверка точности записей, сравнение (сверка). Затем аудитор формирует отчет о фактах, которые считает нужным отметить.

Необходимо учесть, что согласованные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, так как в отчете аудитор не выражает мнение о достоверности финансовой отчетности и информации. Он может только подвести к пониманию необходимости провести полноценный аудит или сделать собственные выводы.

Компиляция финансовой информации:

При компиляции аудитор использует свои экспертные знания в области бухгалтерского учета (а не аудита) для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. В этом случае аудитор также не выражает мнение о достоверности финансовой информации.

Главная цель данной услуги — привести все представленные финансовые сведения и показатели в удобную и понятную обобщенную форму.

Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (всех финансовых отчетов или некоторых).

Аудитор обязательно уведомляет проверяемую фирму или предпринимателя, что компиляция финансовой информации не гарантирует выявления ошибок и недобросовестных действий (например, факты присвоения активов и т.п.). Однако в отчете аудитор указывает все выявленные факты отступления от принципов ведения бухгалтерского учета.

Аудитор должен получить от руководства проверяемой фирмы подтверждение ее ответственности за ненадлежащую подготовку и составление финансовой информации, а также удостовериться, что финансовая информация была утверждена.

Обычно аудитор запрашивает заявление от руководства о точности и полноте исходных бухгалтерских данных, а также полноте раскрытия всей представленной ему информации.

В рамках компиляции аудитор, как правило, объединяет и сопоставляет данные из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств.

Виды аудиторских услуг. Совместимые и несовместимые услуги.

В настоящее время отечественные аудиторские фирмы, как правило, оказывают следующие виды услуг:

  • Аудиторские проверки бухгалтерской отчетностипредприятий и организаций различных типов и форм собственности. При аудите выражается разумный уровень уверенности (позитивная уверенность);

  • Сопутствующие аудиту услуги:

  • обзорная проверка– сокращенная проверка на основе нетрудоемких процедур. При обзорной проверке выражается ограниченный уровень уверенности (негативная уверенность).

Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка финансовой или другой информации, составленной в соответствии с надлежащими критериями, проводится для тех же целей. Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями.

  • компиляция– деятельность по подготовке отчетности клиенту.

Для целей настоящего федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности и иных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности используются следующие понятия:

а) компиляция финансовой информации — сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация;

б) трансформация финансовой информации — преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в иные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Обычно это предполагает приведение подробных сведений в удобную для понимания и управления форму без проверки предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, лежащих в основе этой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. Однако пользователи компилированной финансовой информации получают некоторые преимущества от привлечения аудитора, поскольку услуги предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.

  • согласованные процедуры– выполняются расчеты, их проверка в интересах известного 3-го лица.

Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации заключается в проведении аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом, а также в предоставлении отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации. Уверенность не выражается.

Сопутствующие аудиту услуги всегда предполагают 3-сторонние отношения.

Кроме аудита и сопутствующих аудиту услуг аудиторские фирмы и индивид. Аудиторы могут оказывать прочие услуги, предполагающие 2-сторонние отношения:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Несовместимыеаудиторские услуги с проведением аудиторской проверки у одного и того же клиента:

  1. ведение бух.учета

  2. восстановление бух.учета

  3. подготовка отчетности

Все остальные услуги являются совместимыми.

Согласно Закону «Об аудиторской деятельности», аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с проведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетенции в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида:

— услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

— услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относятся:

· постановка бухгалтерского учета;

· контроль за ведением учета и составлением отчетности;

· контроль за начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей;

· анализ хозяйственной и финансовой деятельности;

· оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

· представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

· проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;

· научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово–хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву;

· компьютеризация бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т. д.;

· консультационные услуги по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

· информационное обслуживание;

· экспертное обслуживание;

· подбор и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки:

· ведение бухгалтерского учета;

· восстановление бухгалтерского учета;

· составление налоговых деклараций;

· составление бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

услуги действия;

услуги контроля;

информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных.

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта.

К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций.

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных сопутствующих аудиту услуг:

— услуги в области бухгалтерского учета (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета);

— правовое, налоговое, управленческое, бухгалтерское консультирование;

— проведение маркетинговых, научно–исследовательских и экспериментальных исследований;

— анализ финансово–хозяйственной деятельности организаций;

— автоматизация бухгалтерского учета;

— разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес–планов;

— обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Правовое регулирование услуг, сопутствующих аудиту, осуществляется следующим законом и нормативными актами:

— Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ

— Правило (стандарт) № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами».

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности № 307-ФЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с проведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Оказание сопутствующих аудиту услуг — это предпринимательская

деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо

проведения аудиторских проверок.

Порядок оказания сопутствующих аудиту услуг определяется соответствующими ФПСАД. Кроме того, необходимо выполнять требования соответствующих стандартов аудиторской деятельности по планированию, документированию, контролю качества и т.д.

В соответствии с ФПСАД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» в составе сопутствующих аудиту услуг выделяют:

  • ? обзорные проверки (ФПСАД № 34 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»);
  • ? согласованные процедуры (ФПСАД № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»);
  • ? компиляцию финансовой информации (ФПСАД № 31 «Компиляция финансовой информации»).

Обзорная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, проведение которых целесообразно для достижения поставленной цели. Цель обзорных проверок — дать возможность определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. По результатам обзорной проверки аудиторами составляется заключение, которое должно содержать четкое выражение негативной уверенности.

Согласованные процедуры предполагают проведение аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом и третьим лицом. Они могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у связанных сторон), одного из элементов бухгалтерской отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. По результатам согласованных процедур составляется отчет аудитора.

Под компиляцией понимают использование специальных (экспертных) знаний по бухгалтерскому учету (а не по аудиту) в целях сбора, классификации и обобщения финансовой информации, а также ее трансформацию. Обычно она предполагает приведение подробных сведений в удобную для понимания и управления форму без проверки предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, лежащих в основе этой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации.

В соответствии с ФПС АД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» аудит и ряд сопутствующих ему услуг должны обеспечить предполагаемым пользователям разумный и ограниченный уровни уверенности в достоверности финансовой информации. При этой уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной стороной, составляющей отчетность, и предназначенной для использования предполагаемыми пользователями. Для обеспечения такой уверенности аудитор оценивает доказательства, собранные в результате проведенных процедур, и делает выводы об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Степень достигнутой убежденности и, следовательно, уровень уверенности, который может быть предоставлен, определяются на основе результатов выполненных процедур.

При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений. В аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности.

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. В заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности.

При проведении согласованных процедур аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета дается возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

При проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

Помимо сопутствующих аудиту услуг в п. 7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ выделены прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. К ним относят:

  • ? постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • ? налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • ? анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • ? управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • ? юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • ? автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • ? оценочную деятельность;
  • ? разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • ? проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • ? обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Порядок оказания данных услуг определяется соответствующими ФПСАД. Кроме того, необходимо выполнять требования соответствующих стандартов аудиторской деятельности по планированию, документированию, контролю качества и т.д.

При необходимости аудиторская организация может разрабатывать внутрифирменные стандарты прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг на каждый их вид.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги делятся на два вида:

  • 1) совместимые с проведением у этого же клиента обязательной аудиторской проверки;
  • 2) не совместимые с проведением у этого же клиента обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместгшьш с проведением обязательной аудиторской проверки, относятся:

  • ? постановка бухгалтерского учета;
  • ? контроль за ведением учета и составлением отчетности;
  • ? контроль за начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей;
  • ? анализ хозяйственной и финансовой деятельности;
  • ? оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • ? представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;
  • ? проведение семинаров, обучение и повышение квалификации в области экономики и права;
  • ? разработка и издание методических пособий и рекомендаций по вопросам экономики и права;
  • ? компьютеризация бухгалтерского учета и смежных вопросов;
  • ? консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, хозяйственного права и другим смежным вопросам;
  • ? информационное и экспертное обслуживание;
  • ? подбор и тестирование бухгалтерского персонала;
  • ? другие услуги.

В число услуг, не совместимых с проведением обязательной аудиторской проверки, входят: ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление налоговых деклараций, составление бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом. К договору может прилагаться задание на выполнение работ и оказание услуг, где содержится перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект планирует получить от аудиторской фирмы.

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской фирмой с экономическим субъектом, контроль ведения учета и составления отчетности, контроль правильности начисления и своевременности уплаты налогов, тестирование персонала бухгалтерии.

К информационным услугам относятся услуги по проведению обучения, информационное обслуживание, издание методических рекомендаций, проведение консультаций.

Если для оказания какой-либо услуги требуется наличие лицензии, то аудиторская фирма должна получить ее.

В процессе оказания прочих сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с ФПСАД № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

При оказании прочих сопутствующих аудиту услуг аудитор обязан следовать тем же принципам, что и при оказании аудиторских услуг, — честности, объективности, конфиденциальности и т.п. Кроме того, необходимо выполнять требования соответствующих стандартов аудиторской деятельности по планированию, документированию, контролю качества и т.д.

По итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации. Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству. При этом аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых прочих сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Понятие и виды сопутствующих аудиту услуг

Согласно Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с про­ведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понима­ется предпринимательская деятельность, осуществляемая аудитор­скими организациями помимо проведения аудиторских проверок.

Перечень сопутствующих аудиту услуг дан в п. 7 ст. 1 Федераль­ного закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. К ним от­носят:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтер­ское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и дек­лараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансо­вое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и администра­тивном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотно­шениях, в органах государственной власти и органах местного са­моуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информа­ционных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и рас­пространение их результатов, в том числе на бумажных и электрон­ных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельно-
стью.

6. Планирование и программа аудита в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита».

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Являясь начальным этапом прове­дения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской орга­низацией:

• общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графи­ков и сроков проведения аудита;

• аудиторской программы, определяющей объем, виды и после­довательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обо­снованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Единые требования по планированию аудита финансовой (бух­галтерской) отчетности, применяемые в первую очередь к провер­кам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данно­го аудируемого лица, определены Федеральным стандартом ауди­торской деятельности «Планирование аудита» № 3, который, ус­танавливает, что и аудиторская организация и аудитор обязаны пла­нировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффек­тивно.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы ауди­тора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита аудиторской организации можно вы­делить следующие основные этапы:

• предварительное планирование аудита;

• подготовка и составление общего плана аудита;

• подготовка и составление программы аудита.

  1. Характеристика информации аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита согласно федерального правила (стандарта) № 22

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

8. Документирование аудита согласно федерального правила (стандарта) аудита № 2

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются:

· при планировании и проведении аудита;

· при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

· для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

· характер аудиторского задания;

· требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

· характер и сложность деятельности аудируемого лица;

· характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

· необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

· конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

  1. Порядок построения выборки для аудита и оценки ее результатов в соответствии с федеральным правилом №16 «Аудиторская выборка».

Аудиторская выборка — применение аудиторских процедур ме­нее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отно­шении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающи­еся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. Таким образом, аудиторская выборка — это перечень определен­ным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности.

При осуществлении выборочной проверки, аудиторская органи­зация обязана руководствоваться требованиями Федерального пра­вила (стандарта) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская вы­борка».

Выборка может быть нестатистической (произвольной) и стати­стической.

Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по опреде­ленному вопросу, составленное на основе выборочных данных, мо­жет отличаться от мнения по тому же самому вопросу, составлен­ному на основании изучения всей совокупности. Риск выборки имеет место как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверки верности отражения в бухгал­терском учете оборотов и сальдо по счетам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *