Обучение иностранцев в России

Содержание

Высшее образование в России для иностранных граждан

Выбрав для себя цель получить высшее образование в России, иностранный гражданин приобретет здесь возможность широкого выбора перспективных специальностей и уникального опыта при получении образования. Россия одна из немногих стран в мире, которая имеет большое количество международных договоров о признании равнозначности российских дипломов. В РФ огромный выбор разнообразных высших образовательных учреждений. По международному признанию инженерное, естественно — научное, физико – математическое, техническое образование являются одними из лучших в мире.

Высшее образование возможно получить как на возмездной (контрактной) основе, так и после прохождения открытого набора – на бесплатной основе. Набор иностранцев на бесплатное обучение является ежегодным и долгосрочным проектом. Обучение на коммерческой основе существенно менее затратно, чем в других иностранных государствах, поэтому возможность получить качественное и недорогое высшее образование привлекает большое число иностранных граждан в Россию.

Кто может рассчитывать на получение образования в РФ?

Ст. 62 Конституции РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства равные права (кроме отдельных случаев) с гражданами РФ, в том числе и на получение образования.

Иностранные абитуриенты могут рассчитывать на обучение за счет выделяемых бюджетных средств РФ,в тех вузах, которые имеют государственное подтверждение лицензии, и успешно прошедших конкурс. К таким претендентам относятся лица:

  1. Направленные на обучение в рамках квот, установленных Правительством РФ на основании постановления от 8 октября 2013 года «Об установлении квоты на образование иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ» — по направлениям, выданным Министерством образования и науки РФ.
  2. Поступающие на места в пределах контрольных цифр приема по направлениям и специальностям за счет средств федерального бюджета наравне с гражданами РФ. Ими являются граждане: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана на основе заключенных межгосударственных договоренностей о предоставлении равных прав гражданам этих государств. Граждан Армении, Узбекистана, Украины, Молдовы, Туркменистана, Грузии, непрерывно находящихся в РФ и имеющих ВНЖ. Соотечественники — участники госпрограммы по добровольному переселению в РФ. Соотечественники, проживающие за рубежом, предоставившие необходимые законом подтверждающие документы.

Зачисление иностранных граждан производится на основании направления Департамента международного сотрудничества Министерства образования и науки России.

Обучение на контрактной основе в вузах РФ значительно дешевле, чем в США, Канаде, Германии и других высокоразвитых странах. Однако, по подготовке специалистов российские высшие образовательные учреждения составляют достойную конкуренцию зарубежным вузам. В 2018 году стоимость обучения на очных направлениях бакалавриата начинается от 90 тысяч рублей в год в зависимости от выбранной специальности. Максимальный порог установлен в диапазоне 470 тысяч рублей в год (примерно 8 тысяч долларов).

Обучение в рамках квот

Основополагающие направления государственной деятельности в сфере обучения иностранных граждан в РФ закреплены в Концепции госполитики РФ в области подготовки национальных кадров для иностранных государств в образовательных центрах России (одобрена от 18 октября 2002 года Президентом РФ). Процентное соотношение численности иностранных студентов к общей численности студентов, является основным признаком эффективности российских вузов, что указывает на дальнейшую необходимость приема и обучения иностранцев в РФ в объеме не ниже пороговых знаний.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2013 года установлена ежегодная квота на образование иностранных граждан в российских вузах не более 15 000 человек. Это примерно пять человек на место по конкурсу среди иностранцев на одно бюджетное российское место.

Приказом Министерства науки и образования о 28 июля 2014 года был закреплен новый порядок отбора иностранцев на обучение в пределах квот, сделав процесс отбора более понятным и прозрачным. В настоящее время отбор абитуриентов проходит в два этапа:

  • начальная стадия отбора на территории иностранного государства;
  • непосредственно сам отбор теми обучающими организациями, которые готовы принять иностранных студентов из числа прошедших первый этап отбора.

Однако, не все механизмы отбора эффективно работают на сегодняшний день. Так, на начальном этапе проведения отборочных испытаний нет четкой регламентации и обозначенных критериев по определению потребностей зарубежных государств в профессиональных специалистах, а как следствие невозможно более точно установить конкретную квоту.

На втором этапе отбора необходимо также усовершенствовать алгоритм отбора иностранных граждан, сделав его более оперативным, информативным и подвижным для иностранцев.

В настоящее время существует сайт при содействии Министерства науки и образования, а также Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств для отбора иностранных граждан на обучение в РФ: www.russia.study Через данный сайт можно подать документы на обучение в рамках квоты.

Как осуществляется прием в Российские ВУЗы иностранных граждан?

В соответствии с российским законодательством, прием иностранцев в образовательные учреждения на обучение происходит на основе международных соглашений РФ и межправительственных договоров за счет средств российского бюджета (в том числе установленной квоты), а также по контрактным соглашениям при оплате стоимости обучения физическим и (или) юридическим лицом.

Прием иностранных граждан в учебные заведения осуществляется на основе результатов вступительных экзаменов, устанавливаемых вузом самостоятельно. Это могут быть устные или письменные тестирования, экзамен на знание русского языка. Если поступающий сдавал ЕГЭ, то результаты испытаний по ЕГЭ будут учитываться как результаты вступительных экзаменов вуза. Иностранцы, не владеющие русским языком, зачисляются на подготовительные факультеты вузов сроком на один год. В конце обучения они должны сдать экзамен и получить свидетельство об окончании подготовительного факультета. Те лица, которые не сдали соответствующий экзамен, отчисляются.

Если студенту не дается русский язык, у него есть возможность во многих вузах пройти обучение на английском языке.

Без экзаменов зачисляются лица:

  • направляемые в пределах установленной квоты, выданной Федеральным агентством по образованию;
  • победители всероссийских и профильных олимпиад, список которых ежегодно утверждается Минобрнауки России. Иностранцы, проживающие на территории РФ вместе с россиянами могут принимать участие в подобных олимпиадах. А иностранцы, не проживающие на территории РФ, но планирующие обучение в РФ, может принимать участие в тех видах олимпиад, которые проводятся за рубежах при дипломатических посольствах страны.

Особые условия предоставляются некоторым категориям иностранцев, соотечественникам, проживающим за рубежом и переселенцам по государственной программе добровольного переселения в РФ. Претендовать на бюджетные места могут граждане Молдовы, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, проживающие в РФ на момент поступления в вуз. Граждане Грузии, постоянно проживающие в РФ, а также граждане Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана, проживающие на территории своих государств.

Какие документы нужны для поступления?

На сайте Приемной комиссии интересующего абитуриента вуза иностранцу необходимо ознакомиться с перечнем документов, которые нужны для поступления. Пакет документов присылают по факсимильной связи или на электронную почту:

  • переведенную на русский или английский язык копию свидетельства об образовании с указанными оценками;
  • копию иностранного удостоверения личности;
  • заявление, заполненное абитуриентом, о поступлении.

После рассмотрения вузом предоставленных документов, им согласуется возможность обучения иностранца по выбранной специальности.

Если дается положительное заключение, образовательным учреждением оформляется приглашение в установленной форме для иностранного студента.

Внимание!Только по приглашению можно получить право на въезд на учебу в выбранное образовательное учреждение РФ и оформить студенческую визу.

Приглашение оформляется от трех до пяти недель, стоимость составляет приблизительно сорок долларов.

Будущий иностранный студент должен согласовать с вузом процедуру получения приглашения. Это может быть сделано несколькими способами:

  • вуз высылает приглашение экспресс – почтой или факсом;
  • при нахождении иностранца в России, он может лично забрать приглашение в вузе.

Важно!Обязательно проверить правильность написания имени, фамилии и других данных студента, они должны совпадать с паспортными данными.

На месте абитуриентом предоставляются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • оригинал иностранного документа о полном среднем образовании, которое приравнено к нашему полному общему или среднему профессиональному образованию. Для поступления в магистратуру – диплом, равноценный российскому диплому бакалавра или специалиста;
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия студенческой визы на въезд в РФ;
  • миграционная карта;
  • две нотариальные копии, которые заверены российским дипломатическим ведомством, легализованного диплома о завершении полного среднего образования, подтвержденные нотариусом посольства РФ;
  • медицинские справки, заверенные государственными медицинскими органами здравоохранения стороны, которая направила лицо на обучение;
  • письменное удостоверение об отсутствии ВИЧ, заверенное государственным органом здравоохранения направляющей стороны;
  • копия свидетельства о рождении (заверенная);
  • шесть фотографий 4 х 6 см.

Если поступающий идет в пределах установленной квоты, необходимо предоставить направление Рособразования.

Для поступающих в аспирантуру предоставить заверенные копии документов о высшем образовании на уровне специалиста с приложенной описью из зачетной ведомости или оценок, по изученным предметам.

Иностранный студент должен иметь медицинский полис, обеспечивающий получение и финансовое покрытие услуг при наступлении страхового случая или репатриации в свою страну. При наличии медицинского полюса страны, направившей лицо на обучение, нужно предоставить документы, подтверждающие сотрудничество данной компании с российскими страховыми организациями или имеющей иные способы осуществления помощи.

Какие льготы предусмотрены для иностранных студентов?

Иностранные студенты как и российские могут рассчитывать на определенные льготы. Например, льготные условия предоставляются при посещении различных выставок, театров, музеев и т.д. по студенческому билету. Студенты очного отделения могут приобрести льготный проездной на поездки в общественном транспорте. Различные кафе и магазинчики тоже лояльно относятся к студентам, которым предоставляют скидки от 10 до 20%.

На уровне официальных нормативных документов, а именно ФЗ о внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 23 июля 2013 года, а также отдельных правовых актов закреплены правовые нормы для создания благоприятных условий для обучения в РФ.

Так, устанавливаются правила выдачи и продления иностранцу разрешения, находящемуся на обучении в РФ, без непредусмотренных российским законодательством требований, при условии предоставления лицом всех необходимых документов.

Сокращен перечень предоставляемых документов в ФМС РФ для обучающегося иностранца для получения разрешения на работу. Эти разрешения выдаются без учета квот и в ускоренном порядке.

На срок обучения иностранного гражданина ему предоставляется возможность получения и продления разрешения на работу в порядке, не требующем получение визы. При этом при переходе иностранного студента в другое учебное заведения ему обеспечивается непрерывность процесса обучения.

В ФЗ » О порядке въезда и выезда из РФ» предусмотрена возможность совмещения учебы и работы для иностранных граждан на основании обыкновенной учебной визы. А гражданам, въезжающим по рабочей визе, предоставлена возможность проходить обучение без переоформления цели въезда в РФ.

Могут ли отказать в поступлении?

Иностранному гражданину могут отказать в приеме документов на обучение если:

  • предоставленные им документы не соответствуют требованиям, установленным российским законодательством, Министерством науки и образования;
  • заявителем предоставлен неполный пакет документов, указанный в регламенте образовательной организации;
  • предоставленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения;
  • при отсутствии у иностранного абитуриента при подаче документов регистрации на территории РФ (должен сделать в течение трех дней);
  • иностранный гражданин не встал на миграционный учет в территориальных органах ФМС РФ;
  • нарушение правил регистрационного режима иностранным гражданином, вследствие чего производится его административное выдворение;
  • если образовательное учреждение не продлило срока временного пребывания иностранного студента на время обучения;
  • несоблюдение иностранным гражданином законодательства РФ.

Важно!Следует учитывать, что каждый вуз устанавливает свои сроки и правила приема. Обычно для программ бакалавриата – с 20 июня по 25 июля – принимают документы от лиц, поступающих по результатам ЕГЭ. До 1 августа устанавливаются дополнительные вступительные испытания. Приказы о зачислении в вуз публикуются с 25 июля по 5 августа. Наборы в аспирантуры и магистратуры проходят на несколько недель позже. Приемные комиссии вузов настоятельно просят абитуриентов соблюдать данные сроки.

Из этого видео вы узнаете, как поступить и какие документы нужно собрать для поступления в российский ВУЗ:

Введение недавних законодательных поправок, касающихся обучения иностранных студентов, заметно повысило конкурентоспособность российского образования на международной образовательной платформе. А также имеет место положительная тенденция, связанная с заметным увеличением численности иностранных граждан, желающих получить высшее образование в России.

Внимание! В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать — напишите вопрос в форме ниже:

Профессиональное образование за рубежом

За рубежом стереотип о том, что профессиональное образование – это удел студентов «второго сорта», давно ушел в прошлое. Наоборот, многие выпускники школ отдают предпочтение именно среднему специальному образованию, которое дает непосредственную подготовку к дальнейшей работе по выбранной специальности.

У профессионального образования за рубежом есть ряд других преимуществ, поэтому оно популярно не только среди местных студентов, но и среди иностранцев.

Ниже расскажем о том, как получить профессиональный диплом за границей, и почему ехать в другую страну сегодня стоит не только ради высшего образования…

Что такое профессиональное образование?

Профессиональное образование (vocational education) в академических системах большинства зарубежных стран занимает место между школой и бакалавриатом. Оно не является эквивалентом университетской степени, но дает возможность трудоустроиться по выбранной профессии и остаться жить за границей.

Программы профессионального образования, в отличие от университетских программ бакалавриата и магистратуры, имеют строго определенную практическую ориентацию. Они дают студенту конкретные знания и навыки, которые он будет применять на рабочем месте. Соответственно, большинство программ профессионального образования имеют четкую специализацию.

Получение профессионального образования за рубежом идеально подходит, если:

  • студент точно определился с профессией, и эту профессию можно освоить в рамках профессионального образования
  • студент хочет получить качественное образование, но для него важно сэкономить время и деньги и как можно раньше приступить к работе
  • студент хочет получить официальное основание для трудоустройства и проживания за рубежом без поступления в иностранный университет

Профессиональное образование в разных странах

Существуют разные виды профессионального образования, в зависимости от страны обучения. В целом, профессиональные программы обычно длятся 1-3 года и ведут к получению квалификации, позволяющей устроиться на работу или продолжить образование.

Например, в Канаде существуют сертификатные, дипломные и высшие дипломные программы профессионального образования, в США речь идет о степенях ассоциата, в Англии, Новой Зеландии, Австралии и ряде стран Азии студентам выдаются профессиональные и технические дипломы и сертификаты.

От страны обучения также зависит тип учебных заведений, предлагающих профессиональное образование. Это могут быть колледжи, политехнические институты и даже университеты. В некоторых странах предусмотрены альтернативные системы получения профессионального образования.

Например, в Германии профессиональное образование можно получить не только в профучилищах и колледжах, но и в рамках дуальной учебной Duale Ausbildung, при которой студенты учатся прямо на производстве, и даже начинают работать и получать зарплату уже в процессе учебы!

Традиционно широк выбор специальностей, которые можно получить в рамках профессионального образования за рубежом. Конечно, никто не получает профессиональную степень в области философии, зато на таких программах готовят отличных инженеров, механиков, строителей, секретарей, медсестер, парикмахеров, социальных работников и многих других специалистов.

Кстати, именно среди выпускников профессиональных программ часто оказывается больше всего востребованных специалистов, которые действительно быстро находят работу. Например, сейчас в Северной Америке и Европе очень востребованы квалифицированные социальные работники, младший медицинский персонал и специалисты по работе с пожилыми людьми.

Зачем получать профессиональное образование?

Мы уже писали о том, что у профессионального образования за рубежом есть целый ряд преимуществ.

Вот некоторые из них:

  • Профессиональное образование за рубежом – действительно качественное и востребованное.
  • Программы профобучения обычно длятся меньше, чем программы бакалавриата (максимально 3 года по сравнению с 4 годами).
  • Стоят программы профобучения тоже меньше, чем степенные университетские программы.
  • Практика является основой профессиональных программ, поэтому студенты получают лучшую подготовку к дальнейшей работе.
  • После получения профессионального образования студенты, в большинстве случаев, четко понимают, куда им дальше идти и что делать.
  • Профессиональное образование дает возможность не только устроиться на работу, но и продолжить обучение, если выпускник решит получить университетскую степень.

Где получать профессиональное образование за рубежом?

Ниже расскажем о нескольких учебных заведениях разных стран мира, в которых можно получить качественное профессиональное образование…

Centennial College, Канада

Ориентировочная стоимость обучения: $12,600 в год

Колледж Сентенниал находится в Торонто и является одним из лучших и самых интернациональных колледжей Канады. Студентам со всего мира колледж предлагает сертификатные и дипломные программы. Сентенниал гордится особенно высоким уровнем трудоустройства своих выпускников и их первоклассной подготовкой к дальнейшей работе, 94% работодателей остаются очень довольны принятыми на службу выпускниками Сентенниал. Во многом это происходит за счет того, что учебные программы колледжа включают в себя стажировки, практические и интерактивные занятия.

В настоящий момент колледж предлагает программы профессионального образования в области искусств, иностранных языков, наук, автоматизации производства, рекламы и маркетинга, авиации и космонавтики, анимации и дизайна, автомобилестроения, бизнеса, социальной работы, права, туризма и гостеприимства, здравоохранения, ИТ, журналистики и устойчивого развития.

Peralta Community College District, США

Ориентировочная стоимость обучения: $46 за академический кредит

Учебный округ Пералта в Калифорнии – это не один, а целых четыре колледжа. Помимо программ, ведущих к дальнейшей учебе в престижных вузах, Городской колледж Беркли, Колледж Аламиды, Колледж Лэйни и Колледж Мерритта также предлагают 80 профессионально-технических программ, которые готовят квалифицированных специалистов к работе сразу после окончания учебы.

Профессиональные сертификатные программы и степени ассоциата предлагаются в 12 самых востребованных в США областях, включая строительство, бизнес и предпринимательство, медиа и коммуникации, инженерию, дизайн, устойчивое развитие, здравоохранение, гостеприимство, ИТ, социальную работу, право, транспорт и логистику. На этих программах преподают профессионалы, используются современные технологии и методики практического обучения. Сотрудничество колледжей с крупнейшими работодателями также повышает шансы их выпускников на быстрое и успешное трудоустройство. Узнать больше о профессиональном образовании в Пералта можно из брошюры.

Kingston College, Великобритания

Ориентировочная стоимость обучения: $11,000 в год

Образование в Колледже Кингстон может стать отличной альтернативой британскому университетскому образованию, особенно для студентов, которые хотят остаться жить и работать в Великобритании. У этого колледж есть целый ряд преимуществ. В частности, он находится в пригороде Лондона, специализируется на профессиональном образовании и отличается индивидуализированным подходом к обучению в небольших группах. Кроме того, колледж предлагает доступное, по британским меркам, образование.

За счет разнообразия учебных курсов колледж пользуется популярностью у студентов, собирающихся работать в самых разных сферах. Здесь можно найти профессиональные программы в области работы с детьми, бизнеса, искусств и дизайна, работы в индустрии красоты, инженерии, ИТ, гостеприимства, парикмахерского искусства, автомобилестроения, спорта, менеджмента, музыки и т.д. В процессе обучения колледж оказывает студентам карьерную поддержку, он сотрудничает с широким рядом работодателей и организует стажировки на срок от 5 до 45 рабочих дней.

Macleay College, Австралия

Ориентировочная стоимость обучения: $18,500 в год

Кампусы Колледжа Маклэй находятся в лучших городах Австралии – Мельбурне и Сиднее. Колледж предлагает не только образование университетского уровня, но и профессиональное образование в таких основных направлениях, как реклама и медиа, бизнес, маркетинг, журналистика и бухгалтерский учет. В стенах колледжа студенты со всего мира могут учиться на ускоренных дипломных курсах со специализациями в рекламе, медиа, цифровых медиа, маркетинге, предпринимательстве, бизнес-менеджменте, спортивном бизнесе, общественных отношениях, ивент-менеджменте, туризме, бухгалтерском учете и журналистике.

Обучение на дипломных программах занимает не более 2 лет и ведет студентов к трудоустройству по специальности. Программы колледж разработаны в партнерстве с работодателями и профессионалами, поэтому уровень трудоустройства среди его выпускников традиционно высок. Программы также включают в себя стажировки, а после их окончания студенты работают в крупных частных и государственных компаниях, в издательствах, на телевидении и радио, в области туризма и спорта.

International Travel College of New Zealand, Новая Зеландия

Ориентировочная стоимость обучения: $9,600 в год

Индустрия туризма и гостеприимства в Новой Зеландии развивается быстрыми темпами, а лучшие кадры для работы в этой сфере готовит Международный туристический колледж Новой Зеландии, расположенный в Окленде.

Колледж предлагает дипломные и сертификатные программы продолжительностью до 2 лет со специализациями в туризме, гостеприимстве, авиации, гостиничном и туристическом менеджменте. От первоклассных работников отелей, барменов, рестораторов до бортпроводников и специалистов по работе с туристами, колледж готовит по-настоящему востребованных выпускников. Своим студентам колледж также предлагает стажировки в парке развлечений Walt Disney World Resort в Орландо, в реальных аэропортах и различных партнерских компаниях в США. Помимо этого, своим лучшим студентам колледж выдает полные стипендии, которые присуждаются на основании поданной заявки и мотивационного эссе.

Griffith College, Ирландия

Ориентировочная стоимость обучения: $13,400 в год

Колледж Гриффит находится в сердце Дублина и отличается интернациональностью. Здесь учатся студенты из около 80 разных стран мира!

Преимущество колледжа заключается не только в качестве образования, но и в широчайшем выборе профессиональных программ. Колледж предлагает более 70 сертификатных и дипломных программ в таких областях, как бизнес, бухгалтерский учет, ИТ, компьютерные технологии, программирование, право, фотография, генеалогия, финансы, искусства, маркетинг, веб-дизайн и многих других. Кстати, популярные профессиональные программы – это не единственное, что колледж может предложить студентам. У колледжа есть собственные кампусы в центре столицы и за ее пределами, которые оснащены самым современным оборудованием, дизайн-студиями, спортивными площадками и даже специализированным студенческим жильем.

Sunway College, Малайзия

Ориентировочная стоимость обучения: $5,000 в год

Колледж Санвей входит в состав известного малазийского Университета Санвей, а его студенты наслаждаются жизнью и учебой в современном зеленом кампусе крупного и интернационального вуза. Именно Колледж Санвей является одним из ведущих провайдеров профессионального образования в Малайзии и предлагает не только уникальное для региона, но и доступное по цене образование.

Особая гордость колледжа — лучшее в Азиатско-тихоокеанском регионе профессиональное образование в бухгалтерском деле. Здесь иностранные студенты могут получить одну из международных бухгалтерских квалификаций: ACCA (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров), CAT (Сертифицированный бухгалтерский техник), ICAEW (Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса) или CIA (Сертифицированный внутренний аудитор). Помимо этого, студентам также доступны профессиональные дипломные программы в таких востребованных областях, как финансы, коммуникации, бухгалтерский учет, бизнес-администрирование и ИТ. В зависимости от своих планов, выпускники колледжа либо продолжают учебу в вузе, либо трудоустраиваются в самой Малайзии или за ее пределами.

LASALLE College of the Arts, Сингапур

Ориентировочная стоимость обучения: $17,000 в год

Профессиональное образование за рубежом – это не обязательно скучно и однообразно. Доказательством тому служит обучение в сингапурском Колледже искусств LASALLE, которое идеально подойдет творческим студентам со всего мира.

В студиях, классах и мастерских этого колледжа учащиеся могут получить первоклассное англоязычное креативное образование от лучших педагогов, а также посетить воркшопы и семинары известных личностей, таких как Дайан фон Фюрстенберг, Мирослава Дума, Роберт Уилсон, Виктория Бекхэм и многих других.

В рамках профессионального образования студентам предлагаются дипломные и сертификатные программы в таких областях, как английский язык и креативное письмо, анимация, аудиопродукция, радиовещание, танцевальное искусство, дизайн и коммуникации, мода, изобразительные искусства, дизайн интерьера, музыка и драматическое искусство. Ежегодно студенты колледжа проводят собственные выпускные представления и выставки, которые позволяют потенциальным работодателям лично познакомиться с выпускниками колледжа и их работами.

Где дешево учиться за рубежом после 9 класса?

Где образование в Европе дешевле всего?

С. Б. СеряковаТеория и практика дополнительного профессионального образования в России и за рубежом

© МПГУ, 2016

© Серякова С. Б., Кравченко В. В. текст, 2016

Введение

Одним из важнейших факторов развития отечественного профессионального образования выступает изучение мирового опыта организации подготовки квалифицированных специалистов. Создание Европейского союза, процессы глобализации и сотрудничества в области непрерывного образования способствуют все большим переменам в западноевропейском обществе, и главная из них – формирование единого общеевропейского пространства.

Наравне с широко дискутируемыми нововведениями (введение в школах единого государственного экзамена – ЕГЭ, переход на уровневую подготовку: бакалавриат, магистратура, аспирантура, международные образовательные программы), существенные изменения коснулись и дополнительного профессионального образования, что нашло отражение в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 и других нормативных документах.

Процессы глобализации побуждают Россию изучать и внедрять позитивный зарубежный опыт, чтобы отечественная система образования становилась конкурентоспособной на мировом уровне.

Большая часть исследований, посвященных данной проблеме в последние десять лет, характеризует современное состояние среднего и высшего профессионального образования как в нашей стране, так и за рубежом, и значительно меньше работ посвящено дополнительному профессиональному образованию, которое преимущественно рассматривается в общем контексте проблем непрерывного и дополнительного образования, повышения квалификации, обучения взрослых.

В данном учебном пособии авторы дают краткий исторический анализ исследуемой проблемы и раскрывают теорию и практику дополнительного профессионального образования в России и за рубежом на современном этапе.

Структура учебного пособия представлена пятью главами, в которых дается сравнительная характеристика развития дополнительного профессионального образования в России и за рубежом, а именно семи ведущих стран – членов Евросоюза (Великобритания, Германия, Италия, Испания, Финляндия, Франция, Швеция): освещаются теоретические основы, концепции образования взрослых, нормативная база дополнительного профессионального образования, практический опыт его реализации.

Недостаточная изученность эффективности дополнительного профессионального образования за рубежом побудила авторов подробно рассмотреть основные тенденции и перспективы его развития с целью использования позитивного зарубежного опыта в отечественной теории и практике дополнительного профессионального образования в условиях введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Несомненный интерес представляет отечественный опыт реализации непрерывного образования, особенности развития дополнительного профессионального образования на современном этапе, требующего обогащения инновационными направлениями, формами и технологиями.

Данное пособие направлено на развитие профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

В конце каждой главы есть вопросы для самопроверки и обсуждения, практические задания для самостоятельной работы.

Глава 1
Развитие дополнительного профессионального образования в России

1.1. Предпосылки развития дополнительного профессионального образования в России

Развитие дополнительного профессионального образования (ДПО) в России неразрывно связано с возникновением и развитием образования взрослых. Исходя из этого, анализ истории возникновения и развития института дополнительного профессионального образования неизбежно требует обращения к истории становления в обществе непрерывного образования взрослых.

Те или иные формы образования взрослых нашли отражение на различных исторических этапах развития культуры в трудах разных ученых и педагогов. Я. А. Коменский в своем известном произведении «Помпедия» утверждает, что каждый возраст подходит для учебы, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек способен.

Исторически зарождение образования взрослых относят к XVIII веку, когда у работников возникла необходимость компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень квалификации.

Российское образование взрослых свои истоки берет в XIX веке, когда на территории Российской империи появились первые учебные заведения, предназначенные для взрослых, – воскресные школы. Кроме них стали возникать и другие учебные заведения, просветительские учреждения, чьей основной задачей было образование взрослых: народные читальни, кружки чтения, вечерние школы и народные университеты, например Университет Шанявского в Москве (1908–1918 гг.). Отличительной чертой всех учебных заведений для взрослых был демократизм в организации их внутренней жизни и гибкость учебных программ.

К. Д. Ушинский в своей статье «Воскресные школы» изложил основы теории общего образования взрослых. Он сформулировал такие основополагающие принципы обучения взрослых, как связь обучения с производительной деятельностью учащихся; реальные практически важные цели обучения; использование в обучении жизненного опыта обучающихся; наглядность обучения; индивидуализация, развивающий и непрерывный характер обучения взрослых. Обучающиеся должны помнить, подчеркивал Ушинский, что следует не только передать ученику те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания и «учиться всю жизнь».

Впоследствии многие из этих принципов легли в основу теории дополнительного профессионального образования.

Теория внешкольного образования в период конца XIX – начала XX века

В период конца XIX – начала XX века в России с развитием практики внешкольного образования взрослых получает развитие теория внешкольного образования. Появляются педагоги – крупные ученые, которые разрабатывают содержание обучения взрослых, методики их обучения, отличные от методик обучения детей (В. П. Вахтеров, С. И. Гессен, Е. Н. Медынский, С. О. Серополко, В. И. Чарнолуский, С. Т. Шацкий и др.). Миссия внешкольного образования состояла, по мнению Е. Н. Медынского, в «создании новой культуры, в которой народ и высшие его слои претворяются в органическое целое». Под созданием новой культуры он понимал культурно-просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Внешкольное образование ученый определил как средство всестороннего развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношении, осуществляемом через внешкольные учреждения. К учреждениям внешкольного образования относились: воскресные и вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, народные дома, народные театры и др., которые создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Одним из первых исследований этого периода, имеющих теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» Е. Н. Медынского, изданная в 1923 г. Для осмысления современных тенденций и содержания теории дополнительного образования эта работа имеет фундаментальное значение. В ней впервые было отмечено, что объект исследования теории внешкольного образования – процесс воспитания человека – во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин. В основе методологии теории этого образования лежат следующие принципы:

1) Внешкольное образование – часть общей теории народного образования, так как последнее рассматривается как триединая система: дошкольное воспитание – школа – внешкольное образование. Поэтому теория внешкольного образования должна основываться на науках, составляющих базис педагогики (психология, социология, логика, этика и эстетика).

2) Внешкольное образование, как и большинство явлений социальной жизни, может подлежать изучению с исторической, догматической или статистической точек зрения.

3) В энциклопедию внешкольного образования войдут все вопросы, одинаково относящиеся ко всем его отраслям и объединяющие эти отрасли в методологическом, философском, организационном или методическом отношении.

4) Энциклопедия внешкольного образования как наука, должна определить и осветить: понятие внешкольного образования; его место в ряду наук, изучающих общественную жизнь в целом и педагогические вопросы в частности; классификацию (роды и виды) содействия внешкольному образованию; принципы организации внешкольного образования и принципы общей методики последнего; роль государства и частной инициативы в деле внешкольного образования и ознакомление с результатами их внешкольной работы; просветительные общества и кружки; народные дома и клубы как наиболее совершенные формы содействия внешкольному образованию – синтез всех видов этого образования; роль искусства в деле внешкольного образования.

5) После энциклопедии внешкольного образования как дисциплины вводной и изучающей внешкольное образование в целом, следует ряд отдельных дисциплин, изучающих отдельные отрасли внешкольного образования, – библиотековедение, лекциеведение, музееведение, учение о школах и курсах взрослых, учение о народном театре и т. д., причем сначала каждая отрасль должна быть изучена в ее целом.

Впервые методологическая схема учения о внешкольном образовании была доложена Е. Н. Медынским Первому Всероссийскому съезду по внешкольному образованию в 1919 г., который принял предложенный термин «энциклопедия внешкольного образования» и признал необходимость научной разработки теории этого образования.

В наиболее законченном виде концепция внешкольного образования была описана В. И. Чарнолуским. В своей работе он особо подчеркивает, что взрослые чувствуют серьезную потребность в расширении своих знаний, в том числе и в профессиональной сфере. Таким образом, перед органами самоуправления встает задача ликвидировать этот пробел, так как недостаток образования серьезным образом отражается на их профессиональной деятельности. В будущем он прогнозирует издание «стройного, систематически разработанного, органического государственного закона по внешкольному образованию, подобно тому, какой вполне обрисовался уже в общественном сознании в системе школьного образования». Данный закон, по мнению ученого, позволит открыть общественные учебные заведения разных уровней для удовлетворения потребностей всех желающих учиться и повышать свое профессиональное мастерство, «каждому неграмотному взрослому гражданину.

С. И. Гессен говорит о теории внешкольного образования как высшей ступени свободного самообразования (автономии) взрослого человека.

По его мнению, дополнительная школа «.. становится средством странствия в нашем смысле слова, «духовным путем сообщения». Она открывает лицу, даже не прошедшему ступени школы в полном ее объеме, возможность самообразования и самосовершенствования в подлинном смысле слова». Могущество индивидуальности, подчеркивал С. И. Гессен, коренится не в природной мощи ее психофизического организма, а в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа.

Как показала вековая практика дополнительного образования в России, именно данные положения теории С. И. Гессена: личность, ее развитие и саморазвитие (автономия) как цель внешкольного образования, опора на опыт действительности – стали основными принципами развития уникальной в мире системы внешкольного (дополнительного) образования.

В этот период возникают различные формы повышения квалификации: в области образования проводились учительские съезды, на которых обсуждались вопросы содержания образования, организации занятий и внешкольное обучение. Они стали формой профессионального взаимодействия и обмена опытом. С начала XX века начали проводиться «научные курсы учителей». Такое название они получили в связи с тем, что лекторами на этих курсах были профессора и видные общественные деятели. Содержание данных курсов определяло и контролировало Министерство народного просвещения. Структура курсов включала в себя теоретические лекции, практические занятия, экскурсии и собеседования со слушателями.

В других профессиональных областях существовали союзы и общества учителей, врачей, инженеров. Члены союзов могли взаимодействовать друг с другом, изучая опыт работы или обсуждая насущные вопросы в рамках своей профессиональной деятельности.

В дальнейшем, сформированные организационные формы повышения квалификации получили свое развитие в последующие годы.

Таким образом, внешкольное (дополнительное) образование взрослых выполняло функции ликвидации безграмотности населения. А с другой стороны, зарождалось внешкольное образование в контексте профессионального развития. В его рамках проходило формирование системы повышения квалификации, развитие которой пришлось на советский период.

1.2. Повышение квалификации и переподготовки специалистов в XX веке

Система повышения квалификации в первой половине XX века (1917–1950 гг.)

После революции 1917 г. главной задачей Советского государства стала ликвидация неграмотности народа. На этот период приходится массовое распространение начального образования среди взрослых, что сопровождалось процессом развития организаций по распространению знаний и самообразования: общеобразовательные курсы, высшие крестьянские школы, школы рабочей молодежи, рабочие факультеты по подготовке к поступлению в вузы. Цели и задачи обретали новые измерения и направления: осознание необходимости постоянного обучения, понимаемого не только в аспекте устранения пробелов в образовании, но и как условия непрерывного обновления знаний, повышения квалификации.

Этот период формирования можно назвать советским периодом развития ДПО, где образование вводилось централизованным путем для обеспечения достижения целей государственного благополучия.

С. Г. Вершловский обращает внимание на то, что в эти годы большевистская позиция отстаивала идейно-политическую направленность внешкольного образования. Победа этой позиции выразилась в замене термина «внешкольное образование» политико-просветительской работой, главной целью которой являлось решение социальных и экономических проблем. Оно являлось проводником коммунистических идей и служило повышению политического и общеобразовательного уровня трудящихся. В него входили все виды общеобразовательных школ и курсов для взрослых, самообразование, библиотечное, музейное, лекционное, экскурсионное дело, краеведение, народные дома, дома культуры, клубы, избы-читальни, красные уголки, художественная самодеятельность.

Вместе с тем уже в 20-е гг. XX века начала формироваться система повышения квалификации и переподготовки специалистов.

В 1921 г. на съезде союза работников просвещения было внесено предложение объединить все существующие формы повышения квалификации (земские, уездные, общероссийские, курсы и т. д.) в «стройную систему» и создать постоянно действующие ответственные организации.

В 1919–1921 гг. происходит значимое событие – создание С. Т. Шацким Первой опытной станции. По словам Ф. А. Фрадкина, «данная станция – первая попытка «нащупывания» связей между школой и социальной средой». Ведется поиск содержания и воспитания в Единой трудовой школе детей, а также изучение оптимальных форм организации работы с ними. В то же время идет активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса. В этой связи особое место в структуре станции занимали учреждения для подготовки и переподготовки педагогов. Чтобы справиться со сложными задачами, выдвигаемыми Первой опытной станцией, надо было подготовить учителя нового типа, который выступал бы как организатор своего дела, организатор детской жизни, общественный работник с широким горизонтом и умелый наблюдатель-исследователь. В Первой опытной станции существовали три основные формы подготовки и повышения квалификации учителей: педагогический техникум, курсы-съезды, летние курсы.

Таким образом, школа начинает рассматриваться как особая сфера социальной деятельности, а повышение квалификации педагогов становится неотъемлемой частью их работы в школе.

Развитие системы повышения квалификации в этот период отразилось и на производственной сфере. В 1925 г. в Москве были созданы первые курсы директоров предприятий, на которых проводили повышение квалификации и формировали резерв административного аппарата. Возникли такие формы как съезды, совещания, «самокурсы», краткосрочные курсы, экскурсии на производство, конференции. Уже в эти годы перед учреждениями дополнительного профессионального образования ставилась задача – обеспечить непрерывность повышения квалификации, но идея не была реализована вследствие отсутствия необходимых условий. Обучение в структурах дополнительного профессионального образования не носило массового характера. Как правило, в них участвовали руководители и специалисты, имеющие менее 15 лет рабочего стажа. Они должны были один раз в пять лет проходить стажировку. Для всех остальных единственной формой самосовершенствования выступало самообразование, которое не решало проблемы подготовки и переподготовки кадров.

Это было связано с недостаточно высоким уровнем профессиональной и общекультурной подготовки самих слушателей, а также отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения и кадрового состава.

И все же к концу 40-х – началу 50-х гг. удалось не только сохранить созданную в 20–30-е гг. образовательную систему, но и обеспечить ее совершенствование с учетом новых условий.

Таким образом, в послереволюционные годы процесс образования взрослых выявлял необходимость развития системы повышения квалификации. И хотя большую роль в образовании взрослых играла политико-просветительская работа, мы можем сделать вывод, что в этот период возник фундамент системы повышения квалификации, увеличивался рост образовательных учреждений, совершенствовались организационные формы работы.

Становление системы повышения квалификации (1950–1980 гг.)

Начиная с конца 50-х – начала 60-х гг. научно-техническая революция, охватившая в этот период все индустриально развитые страны, повысила значение профессионального образования. Потребность в научных, технических, и культурных кадрах породила необходимость создания более-менее цельной многоступенчатой системы профессионального образования. В этот период происходит переосмысление роли и возможностей образовательных учреждений, а именно поиск иных, более гибких форм, которые в большей степени приспособлены для обучения взрослых людей. В развитии дополнительного профессионального образования начинается важный этап, связанный с созданием специализированных образовательных учреждений нового типа, предназначенных для работников общественного производства: курсов и институтов повышения квалификации, школ передового опыта, институтов усовершенствования и т. д., сосредоточивших работу по систематическому повышению квалификации кадров. Эти институты в своей деятельности использовали новые для того времени направления: изучение, обобщение и пропаганда передового опыта, научно-исследовательская работа, ориентированная на решение прикладных задач в каждой области науки и производства.

Интересным является тот факт, что во многих учебных заведениях наметилась тенденция к их полифункциональности. Например, при вечерних школах стали организовываться курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации, особенно там, где профессионально-технических учреждений либо было недостаточно, либо они не учитывали все региональные потребности в кадрах определенных категорий. Это происходило в связи с дефицитом подготовки специалистов по массовым профессиям в учреждениях непрерывного образования.

Важным для развития дополнительного профессионального образования в России явилось постановление Совета Министров СССР 1967 г. «О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли». В соответствии с ним бурно развиваются внеинституционные формы организации образования: система политического и экономического образования, школы коммунистического труда, народные университеты. Был утвержден норматив, по которому все руководящие работники и специалисты должны были повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет.

В области образования были сформулированы принципы функционирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки учителей, которая позволила определить ориентиры в содержании курсов для всех институтов усовершенствования учителей:

– взаимосвязь систем повышения квалификации и педагогического образования;

– опережающий характер и непрерывность повышения квалификации;

– дифференцированность содержания программ и ориентация на использование активных методов обучения.

Таким образом, в этот период развивается и успешно функционирует государственная система повышения квалификации и переподготовки. Ее принципами являются: профессионализм, непрерывность, опережение, системность и дифференцированность. Это означает, что идеологические и политические взгляды начинают отходить на второй план. А в первую очередь усиливается значение профессиональной компетентности будущего специалиста.

Становление дополнительного профессионального образования в Российской Федерации (1990–2000 гг.)

Перестройка общества в это время поставила задачу создания единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров и перехода от периодического к непрерывному профессиональному развитию и самосовершенствованию. По мнению В. П. Борисенкова, это знаменует двадцатилетие с начала кардинальных перемен в жизни российской школы и первый этап (конец 80-х – середина 90-х гг.) – период реформаторской эйфории. Наступление демократических перемен в стране позволило освободить процесс обучения и воспитания от единообразия и односторонности. В школу новой России были допущены независимость мнений, свобода суждений, выдвижение гипотез, проектов. Этот период в развитии дополнительного профессионального образования можно охарактеризовать как период перемен, характеризующийся демократизацией, обновлением содержания и организацией ДПО.

В эти же годы производятся попытки всесторонне описать концепцию непрерывного образования (НО), а в ее рамках и ДПО. Точкой отсчета в разработке концепции НО в нашей стране считается симпозиум на тему «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования» в Москве еще в 1979 г. Позднее отечественная концепция НО была представлена в документе «Концепция непрерывного образования», в котором НО трактуется как непрерывное обучение, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

Значимым событием явилось принятие в 1992 г. Закона «Об образовании», определившего дополнительное образование как отдельную область, в рамках которой развивается дополнительное профессиональное образование на всех этапах профессиональной деятельности специалиста.

В данном Законе впервые на законодательном уровне дополнительное профессиональное образование было выделено на всех уровнях профессионального образования: «в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста, в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов». То есть на каждом уровне открывались дополнительные профессиональные образовательные программы, программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Таким образом, происходит переосмысление роли и места образования в обществе.

1. Кулинченко В. В. Дополнительное профессиональное образование как компонент региональной системы образования взрослых: Дисс… канд. пед. наук. – М, 2002. 2. Ушинский К. Д. Воскресные школы // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945.-С. 96. 3. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника (3-е изд., доп. и перераб.). – М.: Наука, 1918. – С. 14. 4. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. – М: Государственное издательство, 1923.-С. 10–12. 5. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. – СПб., 1909.-С. 54. 6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995.-С. 31. 7. Там же. – С. 225. 8. Зубкова Н. К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России. Вестник ТГПУ, 2013. Электронный ресурс: URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-sistemypovysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-rossii 9. Вершловский С. Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена / С. Г. Вершловский. – 2008. . URL: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-15-04-30-15/doc_details/53 2007.html (дата обращения: 10.10.2013). 10. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1976. 11. Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. . URL: http:// www.bim-bad.ru/docs/fradkin_shazkij.pdf 12. История профессионального образования в России / Под науч. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Е. Г. Осовского; Ассоц. «Профессиональное образование», Пн-т истории и теории педагогики РАО, Центр непрерыв. образования. – М: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – С. 145. 13. Зубкова Н. К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России. Вестник ТГПУ, 2013. . URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-i-sovershenstvovanie-sistemypovysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-rossii 14. Борисенков В. П. Стратегия образовательных реформ в России (1985–2006 гг.). Сб. Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: сравнительный анализ / Отв. ред. H. Е. Боревская, В. П. Борисенков. – Чжу Сяомань, 2007. – С. 22. 15. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. – № 7. – 1989. 16. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». . URL: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6658/ (дата обращения 07.11.2010).

Современная российская школа представляет собой место, где имеют возможность учиться бесплатно миллионы детей, независимо от национальности, вероисповедания, места рождения. Многие дети, приезжая на территорию Российской Федерации, автоматически, при соблюдении определенных правил, могут быть зачислены в школу, детский сад, колледж или ВУЗ. Также наша страна имеет множество международных соглашений, которые позволяют продолжать обучение детям-иностранцам на различных уровнях образования. Ниже рассмотрим, какие шаги необходимо сделать родителям детей-иностранцев, которые хотят поступить в российскую школу.

Конституция Российской Федерации закрепляет за иностранными гражданами и лицами без гражданства те же права и обязанности, которыми обладают граждане России. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, любой ребенок, имеющий удостоверение личности, а также документ, дающий ему право находиться на территории Российской Федерации, может получать образование в государственной школе.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» также закрепляет за иностранными гражданами право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Основной перечень документов, регламентирующих особенности обучения и приема граждан в образовательные организации на территории Российской Федерации следующий.

  • Международные соглашения о признании документов об образовании.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. № 08–2715 «О порядке приема в общеобразовательные организации».
  • Письмо Министерства образования и науки России от 04 сентября 2013 г. № 16–111204 «О соответствии оценок».
  • Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.01.2006 г. № 02-05-13ИН/ЭКВ «О документах, дающих право на поступление в образовательные учреждения России без свидетельства об эквивалентности».

Какие документы нужны для поступления в школу детям-иностранцам?

Первый шаг родителей несовершеннолетних обучающихся — это поиск подходящей школы. Школа должна быть закреплена за территорией, где ребенок зарегистрирован временно или постоянно. Родители должны обратиться в школу и узнать о наличии свободных мест. Если свободные места есть, то родители могут собирать необходимые документы для зачисления ребенка в школу. Перечень документов, которые должны собрать родители указан в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Ребенка принимают в школу на основании личного заявления родителя при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Также родители могут осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями ребенка, который является иностранным гражданином, указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
  • адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
  • контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Примерная форма заявления размещается ОООД на информационном стенде и (или) на официальном сайте ОООД в сети «Интернет».

Школа также имеет право попросить родителей предоставить свидетельства о регистрации ребёнка по месту пребывания на закреплённой территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту пребывания на закреплённой территории, в качестве документов, необходимых для поступления в первый класс.

Родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя.

Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Для поступления в 10 или 11 класс необходимо иметь аттестат об основном общем образовании.
Также при поступлении в школу в порядке перевода родители должны предоставить выписку из личного дела с последнего места учебы.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в школе на время обучения ребенка.
Родителям ребенка могут отказать в зачислении в школу на основании отсутствия свободных мест. Если родители/законные представители получили отказ, то они могут обратиться в орган управления образования по месту жительства и узнать, в каких школах есть свободные места.

Зачисление в российскую школу из школы другого государства

Если обучающийся, гражданин иностранного государства, то он обязан предоставить личное дело и табель текущих оценок. Обучающегося зачисляют в тот класс, который соответствует уровню освоения российской образовательной программы. Уровень освоения программы может быть подтвержден оценками, указанными в личном деле ребенка. Есть официальные документы на основании которых осуществляется перевод оценок в 5-балльную систему оценивания. Также школа имеет право создать комиссию, которая определит уровень освоения ребенком программы определенного класса, затем такая комиссия принимает решение о зачислении. Чаще всего, созданная комиссия проверяет знания по русскому языку и математике.

Российская Федерация на основании международных соглашений признает документы об образовании множества стран. Международные договоры признают эквивалентными документы, которые выдаются после окончания 9 класса и 11 класса. Поэтому родителям и обучающемуся нужно уточнить, есть ли со страной, в которой обучался ребенок, международное соглашение. Если договор есть — для поступления в 10 класс достаточно будет приложить иностранный документ об окончании 9 классов с переводом на русский язык.
Если образование не попадает под действие международного договора о взаимном признании, то необходимо пройти процедуру признания образования. Процедура признания регламентируется ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Услуга признания образования эквивалентным российскому предоставляется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора. Результатом предоставления услуги является выдача свидетельства о признании иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.07.2019
  • Все консультации автора

Документы для приема в школу иностранных граждан

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

ст. 2, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.11.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *