Независимая военная экспертиза

Статья 4. Независимая медицинская экспертиза

При самых различных жизненных ситуациях, обычно связанных с желанием граждан отстоять свои права, права родных и близких возникает потребность в объективизации экспертных заключений военно-врачебных, медико-социальных, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз, экспертиз качества медицинской помощи.

Достаточно часто граждане, получающие медицинскую помощь, сомневаются в правильности установленного диагноза, проводимого лечения. Как мы уже обсуждали, иногда возникает у пациентов, родственников пациентов, получить доказательства, которые могли бы подтвердить некачественность медицинской помощи, причинение вреда действиями\бездействием медицинских работников. Традиционно наблюдается низкий уровень доверия населения в отношении объективности военно-врачебных, психиатрических, судебно-психиатрических экспертиз.

Сомнения граждан в удовлетворительном качестве уровне медицинских заключений различного рода экспертиз, к сожалению, имеют реальное основание. Как мы имели возможность убедиться в разделе Патологоанатомическая экспертиза, в половине наблюдений поликлинической летальности прижизненный диагноз отсутствует или не совпадает с патологоанатомическим заключением!10 Разве это не доказательство справедливости граждан, пациентов в низкой степени доверия к медицине, людям в белых халатах?

Этот вопрос актуален как для гражданского, так и уголовного права. Производимые экспертами исследования способствуют принятию правильных и обоснованных судебных решений. Врачебная ошибка, недостаточная компетенция специалиста, ненадлежащее отношение медицинских экспертов к производству экспертизы приводит к судебным ошибкам. Последствия судебных ошибок можно не обсуждать. Независимый, вневедомственный профессиональный контроль за качеством работы патологоанатомов, судебных медиков не существует. Анализ причин назначения повторных судебно-медицинских экспертиз показал, что примерно в 60 % случаев основанием для их проведения служили необоснованность первичных и дополнительных экспертных заключений. Сомнения были вызваны нечетким изложением выводов, их необоснованностью, неполной изученностью медицинских документов, вещественных доказательств, неверной оценкой лабораторных исследований, неправильными результатами самих лабораторных исследований.29

Мы снова и снова возвращаемся к настоятельной необходимости существования медицинской экспертной службы вне министерства здравоохранения. Кстати, идея переподчинения в частности судебно-медицинской экспертизы министерству Юстиции не является новой. Мы лишь подчеркиваем такую необходимость.

Основы7 предоставляют гражданам возможность производства независимой медицинской экспертизы соответствующего вида при несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы (ст. 53). Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

Прекрасная статья 53! Как хотелось бы, чтобы она работала! Какие правовые горизонты открывает она для граждан! Пожалуйста, грызет червь сомнения пациента в обоснованности установленной группы инвалидности? Нет проблем, обратился в другую медицинскую организацию для решения вопроса об обоснованности предыдущего экспертного заключения.

Увы, декларировать благие идеи всегда просто. Другой вопрос – предоставить реальный механизм реализации этой декларации. Тот, кто сталкивался, в том числе в судебном порядке, с проблемой оспаривания заключения медико-социальной экспертной комиссии (прежде ВТЭК), тот знает, что практически неразрешимая задача. Не потому, что врачи работают безошибочно и в интересах больного, а потому, что данного вида экспертизы не имеется каких-либо конкурентов.

Гражданин в случае несогласия с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения.30

Вот и все права. Положение о независимой медицинской экспертизе, в соответствие со ст. 53 Основ, утверждается Правительством Российской Федерации. К глубокому сожалению, очередное благородное намерение. Нет в природе, а точнее в Российском правовом поле, такого Положения. Правда, достаточно и того, что есть самое главное –право граждан на производство независимой экспертизы. В самом деле, уже те положения, которые вводятся ст. 53 Основ, содержат достаточный объем полномочий для ее проведения.

В дополнение к тому, что гражданин имеет пока право на независимую медицинскую экспертизу, следует отметить, что гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

Другой вопрос, как воспользоваться таким правом? Кто не знает, предлагаем простой тест. Попробуйте ради интереса пройти психиатрическую экспертизу. Для этого обратитесь к психиатру самого доступного в этом отношении медицинского учреждения – психоневрологический диспансер. Можете не предъявлять жалобы на здоровье, а сразу перейти к делу и попросить врача организовать психиатрическое освидетельствование под каким-либо надуманным, но практически значимым предлогом. Например, для составления завещания и исключения в последующем возможности опротестования Вашего завещания кем-либо из родственников по причине Вашей недееспособности. Вам нужно помнить, что психиатрическая экспертная комиссия должна включать не менее трех врачей-экспертов.

В прочем, можете таких действий не совершать – бесполезно. Психиатр, к которому Вы, возможно, обратились бы, при всем своем желании не знает механизма, который позволил бы ему за Ваши деньги удовлетворить Вашу просьбу. Не потому, что он кого-то боится, нет. Отсутствует сам механизм.

Тем не менее, гражданин, призывник, например, может воспользоваться своими правами при несогласии с решением военно-врачебной комиссии. Стоит, конечно, оговориться, что претворение в жизнь возможностей, предоставляемых законами, особая ненаписанная книга.

Можно предположить, что граждане – потребители медицинских услуг, пациенты, инвалиды, призывники и другие категории граждан особенно интересуются именно механизмами реализаций этих прав. Соглашаясь с этим, надо заметить, что для граждан перечисленных категорий, а как показывает опыт, даже врачи по тем или иным причинам попавшие в какую-либо из этих категорий, очень часто не в состоянии самостоятельно преодолеть законодательные и ведомственные рогатки.

При всех недостатках, законодательной незавершенности положений о независимой медицинской экспертизе, сам факт существования института такой экспертизы при грамотном профессиональном подходе может предоставить самые широкие возможности, как для пациентов, так и для любого потребителя медицинских услуг. Другой вопрос, что и такой вольности может наступить конец. В Постановлении Государственной Думы «О проекте федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации»31 уже предусмотрена замена независимой медицинской экспертизы на альтернативную. Терминологические новшества влекут за собой изменения проведения предполагаемой альтернативной экспертизы. Она, в отличие от независимой, может, как предполагает законодатель, проводиться не по инициативе граждан, а по решению суда. Утешением служит такой момент: указанное Постановление Государственной Думы уже должно было быть принятым как закон в 1998 году. Сегодня же на улице 2000 год.

Независимая от закона медицинская экспертиза

21 марта на заседании общественного совета при МЗ обсуждался законопроект, посвящённый вопросам проведения экспертизы качества медицинской помощи, а также независимой экспертизы медицинской документации пациента.

Об этом сообщил уважаемый профессор Василий Викторович Власов. На сайте На сайте ОСДМ/ представлены комментарии Василия Викторовича на данный законопроект, который благодаря неимоверным усилиям думающей части участников был все-таки направлен на доработку.

Мы решили, в том числе про просьбе Василия Викторовича, дополнить данные им комментарии. Итак, разделим их на две части: независимая медицинская экспертиза медицинской документации пациента и экспертиза качества медицинской помощи

Независимая медицинская экспертиза медицинской документации пациента

  • Предлагается исключить из ФЗ № 323 норму о праве граждан на проведение независимой медицинской экспертизы (ч. 3 ст. 58). Конечно, положение о независимой медицинской экспертизе все эти годы было мертвее мертвого, поскольку Правительство РФ так и не удосужилось с 2012 года утвердить положение о независимой медицинской экспертизе. Но повод ли это совсем отменять данное положение? С другой стороны, законопроект предлагает другую «независимую» экспертизу. Попробуем разобраться с ее независимостью.
  • Законопроект устанавливает полномочие медицинских профессиональных некоммерческих организаций (МПНО) на проведение независимой экспертизы медицинской документации пациента. Как указано в проекте, независимая экспертиза МД пациента будет проводится в целях оценки качества оказанной ему медицинской помощи в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, а также в целях установления возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной пациенту медицинской помощи и состоянием его здоровья(ч. 1 ст. 76.1).
  • Стоит ли говорить о том, что такой подарок МПНО является скорее всего попыткой подсластить горькую пилюлю сдвига профассоциаций с плодородной поляны клинических рекомендаций (КР). Напомню, что Научно-практический совет Минздрава грузно водрузился над НМПО и рулит процессом разработки и утверждения ими КР. Но вернусь к сути независимой экспертизы, которую предполагается отдать на откуп МПНО.
  • Согласно законопроекту состав, последовательность, сроки выполнения действий и процедур, проводимых при осуществлении экспертизы медицинской документации пациента, требования к экспертам должны будут устанавливаться ассоциациями (союзом) медицинских профессиональных некоммерческих организаций. То есть вся процедурная часть будет регулироваться не законодателем, а самими МПНО. Хороша вольница, нечего сказать!
  • Сделаю маленькое дополнение – экспертиза будет проводится не любыми МПНО, а только соответствующими критериям, определенным частью 3 или 5 ст. 76 ФЗ № 323 (основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 % от общей численности врачей на территории субъекта РФ). Поэтому уважаемые другие МПНО, не стоит раскатывать губу. Кусок жирного пирога рассчитан не на вас. В стране есть только одна вечно голодная МПНО, которой для достойного пропитания просто жизненно необходимо кушать, простите, и ртом и жопой.
  • Проводить экспертизу медицинской документации пациента предлагается за счет личных средств граждан или за счет средств иных физических или юридических лиц». Давай платные услуги, долой конкурентов! Похоже, что именно такой лозунг руководил помыслами лоббистов данной нормы. Монопольно отжать недюжинный кусок рынка платных услуг — дело без сомнения приятное. Однако, на мой взгляд, стоило хоть как-то подумать и о законности предполагаемой деятельности.
  • Проект предполагает, что независимой экспертиза является в том случае, если проводящий ее эксперт не находится в служебной или иной зависимости от медицинской организации, оказывавшей медицинскую помощь, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы медицинской документации пациента. Несмотря на все понимание актуальности проведения экспертизы самим профсообществом, не могу не поставить под сомнение соблюдение принципа независимости такой экспертизы. А как быть, если врачи, задействованные в оказании медицинской помощи пациенту (документация которого проходит экспертизу), являются членами этой самой МПНО? А как же уставные цели и задачи МПНО? Смею предположить, что они направлены на отстаивание интересов медицинских работников и медицинских организаций. Да и вообще странным кажется намерение пациента обратиться за независимой экспертизой в профильную медицинскую ассоциацию. Это такой же нонсенс, как если бы врач всерьез рассчитывал на независимую экспертизу в структуре пациентовского сообщества. Случаем не поэтому ли законодатель предполагал одновременно исключить и норму о праве граждан на проведение независимой медицинской экспертизы? Сказать правду – это своего рода даже уважение к пациентам.
  • Но самая борзость заключается в том, что согласно законопроекту такая экспертная деятельность допустима без лицензии или иной разрешительной процедуры допуска. А ведь фактически предполагаемая экспертиза подменяет собой судебно-медицинскую экспертизу, которая на сегодняшний день является лицензируемым видом медицинской деятельности. Обратите внимание, что одной из целей такой экспертизы является «установление возможной причинно-следственной связи между результатами оказанной пациенту медицинской помощи и состоянием его здоровья».А ведь в настоящее время, установление причинно – следственной связи между результатами оказания медицинской помощи и состоянием здоровья пациента (что фактически сопряжено с установлением вреда жизни или здоровью) является исключительной прерогативой судебно – медицинской экспертизы и относится к квалификационным полномочиям врача- судебно – медицинского эксперта (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 144н). Врач — судебно – медицинский эксперт является медицинским работником, а, следовательно, осуществляет именно медицинскую деятельность, которая по закону подлежит лицензированию. В связи с чем совершенно не ясно, на каком основании предлагается возложить такое полномочие на экспертов профессиональных сообществ.
  • Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан…. Таким образом, деятельность экспертов обсуждаемой независимой экспертизы (равно как и любой иной) вполне способна нанести ущерб правам и законным интересам граждан, поскольку впрямую влияет на решения пациента относительно своего здоровья, а также на общий исход дела, в том числе судебного. Неверное заключение эксперта приведет к неверному принятию пациентом решения (лечиться/не лечиться, судиться/не судиться и так далее), что без сомнения может нанести значительный ущерб его правам и законным интересам. Следовательно, независимая экспертиза медицинской документации корреспондирует целям лицензирования. Однако проект не предполагает лицензирования подобного вида деятельности, который фактически является ни чем иным как судебно – медицинской экспертизой по материалам дела. А такая экспертиза в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 подлежит лицензированию, что было недавно подтверждено и Верховным судом РФ.
  • Кроме всего прочего, независимая экспертиза медицинской документации перекликается и с экспертизой качества медицинской помощи. Целями обеих является «оценка качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи». При этом независимая экспертиза медицинской документациисогласно законопроекту не является и ЭКМП. И действительно, зачем создавать лишние сложности для независимой экспертизы, порядок проведения которой напомню устанавливается самими МПНО, а точнее одной единственной подходящей под критерии медицинской профессиональной ассоциацией. Представляется, что под независимостью экспертизы подразумевалась в первую очередь ее независимость от закона.
  • Законопроект предполагает ряд изменений и в части ЭКМП, поэтому уделим и этому немного внимания.

Экспертиза качества медицинской помощи

Что касается экспертизы качества медицинской помощи, то проект предполагает ряд изменений в ФЗ № 323 и ФЗ № 326 об ОМС. Если кратко, то законопроект:

  • Выводит ЭКМП из списка видов медицинских экспертиз (п. 6 ч. 2 ст. 58 ФЗ № 323). О причинах сейчас не буду, отдельная тема.
  • Предусматривает ЭКМП только в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также в рамках контроля системы ОМС. ЭКМП не будет осуществляться в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности как это предусмотрено в настоящее время Приказом Минздрава от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об ОМС» и рядом иных нпа.
  • ЭКМП в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности предусматривается не только как инструмент госконтроля, но и как самостоятельный вид проверки. Напомню, что в настоящее время ЭКМП осуществляется только в ходе проведения проверки за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также в ходе проверки за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартовмедицинской помощи (п. 5 Приказа Минздрава № 226н).
  • ЭКМП в рамках ОМС будет регулироваться только ФЗ № 323 и единым порядком ЭКМП. Таким образом, Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденный Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230, будет касаться только медико – экономического контроля и медико – экономической экспертизы.
  • Устанавливаются общие требования к экспертам качества МП, как для контроля в области ОМС, так и контроля вне рамок ОМС. Положения об экспертах качества МП предлагается исключить из ФЗ № 326. Предполагается, что экспертом качества МП сможет быть лицо, имеющее медицинское или иное образование, сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, стаж работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, осуществляющее трудовую деятельность по этой специальности, прошедшее подготовку по вопросам проведения ЭКМП, и аккредитованное для проведения ЭКМП по определенной специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • Проект окончательно связывает ЭКМП с критериями оценки качества медицинской помощи (в настоящее время утверждены Приказом Минздрава № 203н). Согласно статье 90.1 проекта, ЭКМП проводится экспертом (экспертами) качества медицинской помощив целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи.Указанные критерии будут формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Как видим, КР окончательно вступают в свои права и вытесняют стандарты МП из критериев оценки качества МП.
  • Предполагается единый федеральный регистр экспертов качества МП. На сегодняшний день, реестр ведется лишь в отношении экспертов качества медицинской помощи, осуществляющих деятельность в рамках ОМС в соответствии с ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Также данные об эксперте (ФИО, специальность, по которой аккредитован эксперт) подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа власти и должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам. Более того, данные сведения будут являться составляющей единой системы государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
  • Проектом предлагается установить особенности проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части общего порядка проведения, установленного ФЗ № 294 о проверках. Коснется это и вопроса привлечения экспертов к проведению мероприятий по контролю. Указанные изменения вносятся в Закон о проверках (ч. 4 ст. 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Напомню, что в соответствии с действующими нормами ФЗ № 294 органы надзора имеют право привлекать к своим проверкам аккредитованные экспертные организации и аттестованных экспертов. А законопроект предполагает особый порядок аккредитации (не аттестации) экспертов качества МП, что тянет за собой необходимость внесения изменений в ФЗ № 294.

Подводя итоги, скажу, что законопроект действительно требует доработки. Особенно в части независимой медицинской экспертизы медицинской документации пациента. Такое неприкрытое лоббирование интересов отдельно взятого медицинского профсообщества вряд ли допустимо. Также недопустима и подмена судебно-медицинской экспертной деятельности «независимой» экспертизой, не требующей в отличие от смэ получения соответствующей лицензии. Предполагаемая вольница независимой экспертизы, могущей без сомнения нанести вред правам и законным интересам граждан, противоречит порядку и целям Закона о лицензировании.

С уважением, ПГГ

Как и где пройти независимую военно-врачебную экспертизу?

3 17254

Государственная военно-медицинская экспертиза призвана осуществлять отбор трудоспособных граждан призывного возраста, устанавливая их физическую возможность проходить службу в ВС РФ. Кроме того, медицинское освидетельствование проходят военнослужащие на предмет возможности дальнейшего прохождения службы по состоянию здоровья. ВМЭ осуществляется на базе военно-медицинской комиссии (ВМК), в которую входят не менее трех специалистов.

На практике ВМЭ выполняет две задачи: определение медицинской годности к призыву новобранцев и контроль за состоянием здоровья действующих военнослужащих. Освидетельствование производится на базе призывных комиссий при военкоматах, заключение государственной ВМЭ служит законным основанием для призыва или дальнейшего прохождения службы. В некоторых случаях гражданин бывает несогласен с выводами, приведенными в протоколе исследования его физического состояния, тогда существует определенная законодательством возможность произвести дополнительное обследование, воспользовавшись услугами независимой военной экспертизы.

Независимая военно-медицинская экспертиза

Оказание медицинской услуги стало возможно с 2008 года, когда вышло постановление Правительства РФ № 574 «Положение о независимой военно-врачебной экспертизе». Положение устанавливает правила и ограничения, касающиеся проведения независимого обследования. Воспользоваться услугами независимых лицензированных центров по проверке физического состояния призывников и военнослужащих имеет право любой гражданин, несогласный с выводами государственного врачебного заключения.

ВВНЭ должна подтвердить или опровергнуть решение военно-медицинской комиссии, основываясь на заключении независимых экспертов по узкой медицинской специализации. Следует учесть, что подобная услуга является платной, заключение носит рекомендательный характер и не является окончательным основанием для оформления отсрочки от призыва или увольнения из рядов ВС РФ.

Официальное заключение, выданное военно-врачебной независимой экспертизой, обязывает ВВК провести повторные и дополнительные исследования на основании осмотра и исследования независимыми экспертами, в случае несовпадения результатов. Если заключение подтвердит первоначальный диагноз, то оспорить его будет крайне затруднительно. Медицинских учреждений, имеющих государственную лицензию на проведение независимых исследований, крайне мало и они находятся в крупных городах. Поскольку помещение в стационар и обследование платное, то обращение за услугой стоит применять в исключительных случаях, когда другие методы исчерпаны и не дают результатов.

Как пройти независимую военно-врачебную экспертизу

ВВНЭ проводится по заявлению гражданина, после чего заключается договор между лицензированным медицинским учреждением и клиентом. К заявлению прилагаются выписки из истории болезни (эпикриз), заключение призывной комиссии, обоснование несогласия с выводами ВВК. Заявление рассматривается в установленный законом срок в 5 дней. Если договор заключается, то гражданину сообщается о времени явки и требующихся медицинских документах.

С момента подписания соглашения может пройти не более 3 дней до начала обследования клиента. Если для установления состояния здоровья понадобится информация из других лечебных заведений, то направляется официальный запрос, ответ на который должен быть получен за 5 дней. По результатам осмотра и выполнения диагностических, лабораторных исследований экспертом – куратором выдается заключение, содержащее следующие данные:

  • основание и время обследования;
  • экспертный диагноз;
  • личные данные эксперта, место работы и занимаемая должность;
  • приобщенные медицинские документы, которые анализировались;
  • оформленные договором вопросы, требующие заключения;
  • выводы специалиста с профессиональным объяснением и обоснованием.

Досрочное прекращение договора возможно при ухудшении состояния клиента, требующем срочной госпитализации по медицинским показаниям. Если гражданин отказался от предложенных исследований или досрочно прервал пребывание в стационаре, то такой факт отображается в экспертном заключении. Протокол медицинского освидетельствования подписывается всеми участниками независимой экспертной комиссии, заверяется печатью учреждения.

На выполнение всех формальностей отводится 5 дней, после чего один экземпляр выдается гражданину, второй отправляется заказным письмом с уведомлением в военный комиссариат, третий экземпляр хранится в экспертном учреждении в течение 50 лет. Военный комиссар после получения заключения ВВНЭ инициирует повторную проверку состояния гражданина, если выводы государственной и независимой экспертизы не совпадают. Решение о признании призывника или военнослужащего годным или ограниченно годным к службе должно быть принято в течение трех дней.

Гражданин, несогласный с выводами военного комиссариата или независимой экспертизы, может обжаловать решение в судебном порядке или обратиться в вышестоящие органы Министерства обороны РФ. Если за время проведения независимого исследования пропущен срок призыва, то гражданин получает отсрочку до следующего набора в армию.

Независимая военно-врачебная экспертиза в Москве

Экспертное обследование проводится на базе межрегионального центра судебной медицины и криминалистики (МЦСМК). Центром проводится обследование клиентов, требующееся для разрешения конфликтных ситуаций:

  • призыв военнообязанных при наличии хронических заболеваний;
  • досрочное увольнение в запас по состоянию здоровья;
  • отказ в выплате пенсий по причине приобретенных за время службы заболеваний;
  • обоснование годности при поступлении в военные учебные учреждения;
  • по иным причинам.

Центр располагается по адресу: Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 5, стр. 1а. Обратиться можно лично, посредством электронной почты, по телефону или через официальный сайт организации.

В военкомат — со своим доктором

Документ, призванный значительно изменить взаимоотношения призывника и военно-врачебной комиссии, подписал премьер-министр Владимир Путин.

Сегодня это постановление правительства публикует «Российская газета». Документ узаконил важное для тысяч граждан новшество — независимую военно-врачебную экспертизу.

Отныне любой человек может оспорить выводы о своем здоровье, сделанные военными медиками или военкоматовской комиссией.

Что это означает? Самое главное — резко снизится количество врачебных ошибок. Намного сложнее станет военкому отправить в войска юношу, например, с врожденным пороком сердца или психическим расстройством. Теперь, если врачи по той или иной причине не заметят болезнь, по которой парню положены либо отсрочка от призыва, либо вообще полное освобождение от военной службы, можно обратиться к независимым экспертам. А независимую экспертизу имеет право провести любое медицинское учреждение, обладающее лицензией.

В министерстве обороны корреспонденту «Российской газеты» рассказали, что это постановление расширяет права призывников и всех военнослужащих, для которых регулярное прохождение медкомиссии обязательно.

А это все, кто в армии носит погоны.

Нововведение поможет решить многие болевые проблемы в призывной кампании. Например, снимет подозрение медиков призывной комиссии в том, что справки будущего солдата о серьезной болезни — купленные. Как правило, взятки врачам дают за «обнаружение» у призывника несуществующих недугов, чтобы откосить от службы. В случае разногласий молодой человек всегда может обратиться к независимым экспертам.

РГ + Вести24

В минобороны считают, что правительственное постановление не особо затрагивает военное ведомство. Ведь в призывной комиссии только один человек носит погоны — сам военком. Все остальные, в том числе и врачи, — люди гражданские. И независимые эксперты будут перепроверять или оспаривать выводы именно гражданских, а не военных специалистов. Зато в войска реже станут попадать ребята с действительно плохим здоровьем, меньше будет несчастных случаев. Ведь если, не дай бог, кто-то из солдат умирает от непосильной физической нагрузки, обвиняют армию, а не врача призывной комиссии.

Впрочем, в правительственном постановлении есть и другая сторона, напрямую касающаяся военного ведомства. Речь идет о военно-врачебных и военно-летных комиссиях. Здесь уже решается судьба не призывников, а офицеров. Например, военные врачи считают, что конкретному летчику или, скажем, подводнику противопоказано садиться за штурвал истребителя или подниматься в боевой отсек атомохода — может не выдержать сердце, плохое давление или снизилось зрение, в условиях перегрузки могут замедлиться реакции. Чем это чревато — вряд ли надо объяснять. Но офицеру очень важно хотя бы год еще послужить именно в этой должности — допустим, не хватает выслуги для пенсии.

Бывает и так, что военно-врачебная комиссия не увидит у увольняемого в запас военнослужащего особых нарушений здоровья. И пенсионер лишается многих льгот по медицинскому обслуживанию. Опять же справедливость выводов этой комиссии может подтвердить или оспорить независимый эксперт.

  • Обсудить материал в блоге «РГ»

Волков Александр

Юрист Службы Помощи Призывникам в Санкт-Петербурге

6 433 просмотров 16.10.2019 Когда все способы подтвердить непризывной диагноз исчерпаны, остается еще один вариант — прохождение независимой военно-врачебной комиссии (НВВК). Эксперты не заинтересованы в отправке призывника на службу, поэтому результаты медицинского обследования объективны и достоверно отображают состояние здоровья юноши.

Для чего нужна независимая военно-врачебная комиссия?

Если призывная комиссия в военкомате вынесла вам вердикт «годен», то вы имеете право оспорить это решение в суде и обратиться за помощью к независимой военно-врачебной экспертизе (НВВЭ).

Независимая военно-врачебная экспертиза – это комплекс мер, направленных на исследование состояния здоровья призывника. Только заключение независимой военно-врачебной комиссии может заставить призывную комиссию пересмотреть категорию годности. Результаты освидетельствования, полученные в обычных клиниках, такой силы не имеют.

Мнение эксперта Процесс призыва начинается с получения призывником повестки и заканчивается вынесением решения призывной комиссией. Если вы уже получили повестку в военкомат или столкнулись с нарушением при прохождении призывных мероприятий, узнайте, как защитить свои права, на странице «Помощь призывникам». Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Прохождение независимой военно-врачебной экспертизы стало возможным в 2008 году после вступления в силу Постановления Правительства № 574. С утверждением этого документа у граждан появилась возможность пройти медицинское освидетельствование у непредвзятых врачей.

Военно-врачебную экспертизу проводят медицинские учреждения, которые имеют соответствующую лицензию. В России такие организации еще не получили широкого распространения, найти их можно только в крупных городах или областных центрах.

Полный список лицензированных экспертных учреждений указан на сайте Министерства здравоохранения РФ. Например, в Санкт-Петербурге услуги по проведению экспертизы предлагают ООО «НВВЭ», «Первая Городская Независимая ВВК» и ВВК Клиника «МедЭксперт». Результаты исследований, полученные в этих организациях, действительны на всей территории России.

Как пройти военно-врачебную комиссию?

Пройти обследование можно только на платной основе за собственный счет. Его стоимость зависит от сложности и количества необходимых исследований. Средний чек за проверку одного заболевания составляет 30-50 тысяч рублей.

Как пройти независимую военно-врачебную комиссию?

  1. Для прохождения экспертизы напишите заявление с указанием причин обращения и паспортными данными. К нему прикладываются нотариально заверенная копия заключения медкомиссии и медицинские документы, которые могут помочь подтвердить диагноз.
  2. Выберите медицинское учреждение. Призывник вправе самостоятельно выбрать организацию, в которой будет проходить ВВЭ. После подачи заявления утверждается дата явки, на которой обсуждаются условия договора.
  3. Пройдите врачей. В трехдневный срок после заключения договора начинается работа над подтверждением диагноза. Призывник сдает анализы и проходит медицинские исследования.

После завершения обследования вы получите письменное заключение, содержащее:

  • Данные эксперта (ФИО, квалификация);
  • Дату исследования и место проведения ВВЭ;
  • Причину обращения;
  • Результаты исследования и выводы.

Заключение независимой военно-врачебной экспертизы передается в военный комиссариат и закрепляется в личном деле призывника. От выводов специалистов зависит категория годности и возможность освобождения от армии.

Выше я уже писал, что прохождение независимой военно-врачебной комиссии — платная и дорогостоящая услуга. Лишних затрат удается избежать, если тщательно подготовиться к суду с военным комиссариатом. Подобной тактики при обжаловании решения призывной комиссии часто придерживаются и юристы Службы Помощи Призывникам. Посмотреть пример о том, как суд рассмотрел дело в пользу призывника без назначения дорогостоящей независимой военно-врачебной экспертизы можно в разделе «Практика Службы Помощи Призывникам».

Важно

Пройти экспертизу военно-врачебной комиссии можно сразу же после военно-врачебной комиссии в военкомате, но в этом случае заключение врачей носит исключительно рекомендательный характер. Призывная комиссия может к нему прислушаться, но итоговое заключение о годности призывника может быть отличным от выводов независимых врачей. Если члены комиссии примут неутешительное для призывника решение, придется заново обращаться к экспертам.

Заключение НВВЭ будет иметь законную силу только в том случае, если экспертиза проведена в ходе судебного процесса при обжаловании решения призывной комиссии. Поэтому не спешите обращением к независимой военно-врачебной комиссии. Сначала пройдите дополнительное обследование и КМО. Если по итогам прохождения призывных мероприятий не получится подтвердить непризывной диагноз, пишите исковое заявление в суд с требованием провести независимую экспертизу.

C уважением к Вам, Волков Александр, юрист Службы Помощи Призывникам.

Помогаем призывникам получать военные билеты на законных основаниях: 8 (800) 333-53-63.

С 2008 года любой призывник, в случае несогласия с призывной комиссией, имеет право на независимую врачебную экспертизу. О том, какие заболевания освобождают от службы в армии, а какие дают отсрочку, как подготовить медицинские документы для прохождения медкомиссии в военкомате, в ходе онлайн-конференции на НГС.НОВОСТИ рассказали председатель независимой военно-врачебной экспертизы в Новосибирске Михаил Иванов и директор клиники «Медэксперт» Сергей Савельев.

В чем заключается ваша консультация?

Вас проконсультируют доктор, имеющий образование по военно-врачебной подготовке, и юрист. В ходе консультации вам будет ясно, к какой категории годности подходит ваш диагноз или какие документы необходимо подготовить дополнительно для подтверждения имеющегося заболевания, а юрист ответит на все возникшие правовые вопросы и даст советы, которые необходимо знать каждому призывнику.

Я проходил комиссию в военкомате, жаловался и хирургу, и терапевту, но все мои жалобы были проигнорированы, меня признали годным и 6 ноября отправка в войска.

Действительно, бывают случаи, когда у призывника есть какое-либо заболевание, но документального подтверждения он на руках не имеет. При этом абсолютно уверен в том, что во время прохождения комиссии в военкомате диагноз подтвердят. Но ведь военкомат — это не лечебное учреждение, поэтому документы, подтверждающие ваше заболевание, необходимо готовить заранее.

Если с остеохондрозом не обращались в местную поликлинику, а наблюдались в медцентрах, то есть по месту жительства не жаловались, будет ли отсрочка?

Не имеет значения, где вы лечились — в частной клинике или в муниципальной. Главное — чтобы болевой синдром был документально подтвержден. Но оформлять акты состояния здоровья призывника имеют право только муниципальные учреждения. Заключения частных клиник носят только информативный характер.

У меня есть хроническое заболевание, на которое при первоначальной постановке на воинский учет не обратили внимание. Чем в данном случае мне могут помочь независимые эксперты?

Независимые эксперты разберутся в степени вашей годности к военной службе и помогут вам собрать, не нарушая закон, необходимый пакет документов. Это избавит вас от напрасных волнений во время прохождения призывной комиссии.

Заканчиваю вуз на юриста и хочу пойти работать в МВД, но у меня военный билет с категорией «В». Возможно ли переделать категорию «В» законно на «Б» или «А»?

Да, это возможно, но прежде нам необходимо определить, возможно ли снять диагноз, поставленный вам на момент освидетельствования при определении категории годности.

Сколько стоит освидетельствование в вашей клинике?

Стоимость освидетельствования в клинике «Медэксперт» зависит от сложности и количества поставленных вопросов, а также от состояния здоровья призывника.

Имеет ли юридическую силу заключение, полученное в вашей организации в Кемеровской области?

Да, так как нашим правоустанавливающим документом является Постановление Правительства № 574, которое является федеральным, а не региональным нормативно-правовым актом, то заключение, полученное в клинике «Медэксперт», действует на всей территории РФ.

Сколько по времени проводится независимая медэкспертиза?

В среднем 2–3 дня.

Так, а военные билеты тоже вы выдаете?

Нет. Это исключительно компетенция военкомата. Кстати, прошу это запомнить всех тех, кто может попасться на уловки мошенников. Повторюсь, что наша задача — обследовать и выявить заболевание, по которому призывник имеет законное право не служить в армии.

Какие заболевания являются основанием для освобождения от армии?

Заболеваний более 2000, по которым призывник может быть не годным к военной службе. Наши доктора имеют огромный опыт. После осмотра пациента становится понятно, в какой области нужно проводить обследование. Записывайтесь на консультацию, мы вам подскажем.

Возможно ли изначально пройти обследование в вашем центре «Медэксперт» — сдать анализы, пройти УЗИ, консультации узких специалистов с целью определить — есть ли у человека показания к отсрочке от армии по медпоказаниям?

Да, можно.

Как к вам попасть?

Прием клиентов в период призыва у нас ведется по записи. Позвоните по телефону 299-62-16.

Вам сообщат время, когда можно прийти.

Полный текст онлайн-конференции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *