Комитет госдумы по этике

Комитеты и комиссии Государственной Думы

В соответствии со ст. 101.3 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты Комитеты Государственной Думы, которые:

а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД;

д) рассматривают и исполняют поручения Совета ГД;

е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

к) проводят анализ практики применения законодательства;

л) вносят предложения о проведении мероприятий в ГД;

л-1) рассматривают обращения граждан;

м) решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

1) по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) труду и социальной политике;

4) бюджету и налогам;

5) финансовому рынку;

6) экономической политике и предпринимательству;

7) собственности;

8) промышленности;

9) строительству и земельным отношениям;

10) науке и наукоемким технологиям;

11) энергетике;

12) транспорту;

13) обороне;

14) безопасности;

16) международным делам;

17) делам СНГ и связям с соотечественниками;

18) делам Федерации и региональной политике;

19) вопросам местного самоуправления;

20) Регламенту и организации работы Государственной Думы;

21) информационной политике, информационным технологиям и связи;

22) охране здоровья;

23) образованию;

24) вопросам семьи, женщин и детей;

25) аграрным вопросам;

26) природным ресурсам, природопользованию и экологии;

27) культуре;

28) делам общественных объединений и религиозных организаций;

29) делам национальностей;

30) физической культуре и спорту;

31) делам молодежи;

32) проблемам Севера и Дальнего Востока;

33) делам ветеранов.

Государственная Дума может образовывать и другие комитеты,
которые образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Подкомитеты предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.

Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одной фракции на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 % от общего числа членов данной фракции. Решения об освобождении председателей комитетов Государственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями палаты.

Состав комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы.

Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Председатель комитета Государственной Думы осуществляет следующее:

а) представляет комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой РФ, ЦИК РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ, общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, с Советом ГД, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;

б) распределяет обязанности между своими заместителями;

в) вносит предложения о количестве и составах подкомитетов, рабочих групп и о порядке их работы;

г) направляет своим заместителям законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;

д) уведомляет о месте и времени очередного заседания комитета не менее чем за двое суток членов данного комитета, а также заблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы и иных участников заседания;

е) созывает внеочередное заседание комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета;

ж) ведет заседания комитета, подписывает протоколы заседаний и решения комитета;

з) в случае своего отсутствия и отсутствия своего первого заместителя поручает исполнение обязанностей председателя комитета одному из своих заместителей;

и) координирует деятельность подкомитетов и рабочих групп, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комитета в соответствии с Регламентом палаты и распределением обязанностей между своими заместителями;

к) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комитета;

л) представляет к назначению на должность и к освобождению от должности руководителя аппарата комитета и его служащих;

м) подписывает ответы на обращения граждан;

н) принимает решение о прекращении переписки с гражданами.

Первый заместитель председателя комитета замещает председателя комитета в его отсутствие.

Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Заседание проводит председатель комитета или его заместитель. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Информация о работе комитета для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета. Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы – члену данного комитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине.

Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Депутат – представитель комитета, комиссии по их поручению имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии. В заседании комитета или комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав.

На заседании комитета или комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также иные лица, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, соответственно, члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, принимающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пяти человек. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются раздельно комитетами и комиссиями.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в субъектах РФ командирование депутатов Государственной Думы, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы, и работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств, либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета или комиссии.

При проведении закрытого заседания комитета, комиссии Государственной Думы действуют правила, установленные ст. 37.6, 37.7, 37.8, 37.9, 37.10 и 37 Регламента.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.

Деятельность комитета или комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации. Комитеты и комиссии Государственной Думы рассматривают обращения граждан в соответствии с вопросами их ведения. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Комиссии Государственной Думы. Государственная Дума, в соответствии со ст. 101.3 Конституции РФ, образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

Решения об образовании комиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, определении задач комиссии, срока ее деятельности, о полномочиях, а также об установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.

Первый заместитель председателя комиссии замещает председателя комиссии в его отсутствие. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.

Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора РФ и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного созыва образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. (статья 31.1 Регламента ГД). Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы. Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций.

Председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, его первый заместитель и заместители избираются в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. В состав Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

За четыре года постоянная комиссия по регламенту и депутатской этике ни разу не проводила заседания в закрытом режиме, хотя право ограничить круг присутствующих закреплено в положении. Уточнение этой нормы вызвало у депутатов полемику — некоторые посчитали, что это наступление на открытость законодательного органа.

Фото Виктора Бобыря

Государственный совет Коми 19 декабря рассмотрел поправки в положение о постоянной комиссии по регламенту и депутатской этике. По словам председателя комитета по законодательству и местному самоуправлению Геннадия Горбачева, они уточняют порядок проведения заседаний. Например, уточняется, что созвать внеочередное заседание надо в течение трех дней после того, как появится в этом необходимость (сейчас срок не прописан вообще). Во-вторых, уточняется пункт о заседании в закрытом режиме: решение об этом должно приниматься коллегиально членами комиссии, а рассматривать без сотрудников аппарата и СМИ можно лишь некоторые вопросы.

— У нас в пункте 24 уже написано, что комиссия вправе проводить закрытые заседания. Но кто решает: проводить закрытое заседание или не проводить? Председатель, заместитель, любой член? Суть поправки — что именно большинством голосов члены комиссии решается вопрос проводить закрытое заседание или нет. Если в повестке 15 вопросов, а мы принимаем решение проводить закрытое заседание, то почему из-за какого-то одного вопроса мы полностью делаем закрытое? Поэтому мы добавляем уточнение, что при рассмотрении некоторых вопросов, — сказал он.

Геннадий Горбачев добавил, что комиссия проработала более четырех лет и «ни разу не было даже намека, чтобы проводить заседание в закрытом режиме». При этом он не исключил, что может возникнуть какой-либо вопрос, «который мы еще не знаем» и который надо будет рассмотреть без посторонних.

Спор по поводу закрытого режима разгорелся еще 18 декабря на заседании комитета. Депутат Леонид Вокуев заявил, что это мина замедленного действия, что так поступать нельзя.

— Четыре года работали и не проводили в закрытом режиме. Вы кого-то удаляли при рассмотрении какого-то вопроса? Была ли в этом необходимость — удалить кого-то с заседания вашей комиссии? — спросил он Геннадия Горбачева уже на заседании Госсовета.

— На протяжение более четырех лет не было ни одного случая, даже намека кого-либо удалять. В действующей редакции положения уже записано, что комиссия вправе проводить закрытые заседания. Это уже действующая норма. А кто решает по этой норме — проводить или нет? Здесь добавочка такая — что решает большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии, — снова объяснил Геннадий Горбачев.

— Вы в большое заблуждение вводите вообще нас, депутатов. Ушли куда-то с откатами, непонятно куда. Сами говорите, что можно проводить в закрытом, есть норма, а сегодня вы это дело закрепляете. Я вообще считаю, что, коллеги, вопрос о проведении заседания комиссии в закрытом режиме — полный абсурд. Во-первых, деятельность Государственного совета строится на открытости, гласности, плюрализме мнений. Это требуют и наши избиратели. Никаких тайн, закрытого режима не должно у нас быть. Если комиссия очень обеспокоена каким-то пикантным решением по какому-то депутату, я думаю, всегда можно толерантно попросить, если кто-то пришел не тот на комиссию, и сказать: «Уважаемый, давайте вы как-то выйдите» или «Уходите», — заметил Леонид Вокуев. — Всякого рода запреты — это очень тонкий политкорректный и неполиткоректный вопрос. Надо ли этот режим закрытости, секретности реализовывать? Комиссия должна работать гласно. Если появились у кого-то интересы, депутаты рассматривают пикантные вопросы… Ну, а что не надо нарушать — не будут рассматривать. Мы публичные люди и не надо скатываться до режима, это очень опасная тенденция — закреплять нормы закрытости.

Геннадий Горбачев напомнил, что и заседание Госсовета, и заседание президиума можно провести в закрытом режиме — такие положения прописаны в нормативных актах.

— Вас почему-то сейчас эти нормы удовлетворяют. Вы как депутат не внесли изменения в наш регламент, а сейчас говорите, что именно комиссия по регламенту не имеет права некоторые вопросы рассматривать в закрытом режиме. Лично мое мнение, вопросы депутатской этики — это такие щепетильные могут быть вопросы, честь и достоинство, мы можем рассматривать персональные данные депутата. И вот комиссия должна иметь возможность в некоторых случаях рассматривать вопросы в закрытом режиме, — сказал он.

Депутат Дмитрий Кологривый поддержал Леонида Вокуева и предложил Геннадию Горбачеву больше слова не давать. На его инициативу никто не отреагировал. Солидарна с Леонидом Вокуевым была и Татьяна Саладина. Она поинтересовалась, смогут ли депутаты, которые не являются членами комиссии, присутствовать на закрытом заседании. Геннадий Горбачев подтвердил, что могут.

Большинством голосов поправки в положение о комиссии были приняты.

Комиссия Думы по этике предложила депутату Рашкину извиниться за слова о вице-спикере СФ

«Решение простое — указать на недопустимость подобного рода высказываний и предложить принести публичные извинения», — сказал он, отметив, что данное решение комиссии будет опубликовано на сайте Думы.

Аршба отметил, что в связи с высказываниями Рашкина в комиссию поступили два обращения — от депутатов, представляющих Московскую область, а также от членов Совфеда. «Суть обращений одна, поэтому мы их объединили и рассматривали этот вопрос в целом. Решение сухое, дебаты были бурные», — резюмировал глава комиссии.

В ходе одного из пленарных заседаний Думы Рашкин без каких-либо доказательств утверждал, что власти Московской области стоят за «преследованиями» в отношении директора подмосковного совхоза имени В. И. Ленина Павла Грудинина, а вице-спикер Совфеда Юрий Воробьев якобы препятствовал проведению проверки в отношении обвиняемого в убийствах экс-сенатора Рауфа Арашукова. После этого спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение направить обращение в комиссию Госдумы по этике.

Арашуков 30 января был лишен неприкосновенности и задержан в зале заседаний Совета Федерации. Это стало первым подобным случаем в истории верхней палаты российского парламента. Ему предъявлены обвинения в участии в преступном сообществе (ч. 3 ст. 210 УК РФ), давлении на свидетеля (ч. 4 ст. 309 УК РФ) и убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *