Дорожная карта таможенного администрирования

Roadmap (дорожная карта): суть понятия и основные нюансы

  • суть
  • карта
  • тип
  • создание
  • роадмап
  • требования
  • заключение

Сегодня в нашей статье речь пойдет о понятии давно и хорошо всем знакомом и применяемом в самых разных сферах человеческой деятельности. Только большинство из нас знает его, как «план действий» или «календарный план». А сегодня мы будем говорить о таком термине, как «Roadmap» (дорожная карта), что, в общем-то, то же самое, вот только называется не совсем привычно.

Хотя, в последние годы словосочетание «дорожная карта» применительно к плану развития того или иного предприятия стало употребляться нашими согражданами все чаще. И многие из вас его не раз слышали. Правда, это понятие в каждой отрасли наполнено только ей присущими особенностями и тонкостями, поэтому будет не лишним еще раз познакомиться с его ролью и значением, но не только в общем смысле, а и в привязке конкретно к криптовалютной сфере.

Читайте еще — White paper или Белая книга: суть понятия и технические моменты

Суть понятия и значение Roadmap для успешного развития проекта

В разное время мы достаточно много внимания уделяли тому, что должна иметь разработка, чтобы ею заинтересовалась как можно более широкая аудитория, что, в свою очередь, обеспечило бы идее продвижение и успешное развитие. Например, мы писали о такой важной составляющей, как White paper. Наличие Белой книги не только позволяет пользователям поближе познакомиться с новым продуктом, но и косвенно свидетельствует о серьезном отношении команды к своему детищу (ведь старались, тратили время).

Roadmap также можно занести в список атрибутов, необходимых для успешного развития стартапа. Хотя к дорожному картированию прибегают далеко не всегда. В основном, это делается в том случае, если готовится запуск нового продукта, который до сих пор не был представлен на рынке, а существовал только в мыслях авторов или, в лучшем случае, на бумаге. Или другой случай – продукт давно и успешно представлен на рынке, но интерес к нему начинает падать и необходимо его возродить или привлечь внимание пользователей к какому-то новому аспекту разработки.

Если коротко, то Roadmap можно определить, как технологическую карту продукта, хотя, на наш взгляд, это понятие все же несколько шире. Это, по сути, перечень ключевых шагов, которые команда стартапа собирается предпринимать для его продвижения и развития, а также описание способов и инструментов, посредством которых будут достигнуты поставленные цели. Все это представлено с указанием конкретных сроков и дат. Познакомившись с таким документом, пользователь наглядно видит, что компания уже успела сделать, на каком этапе она находится на текущий момент и каковы ее планы на будущее.

В отличие от WP, которая составляется, что называется, раз и навсегда, дорожная карта со временем может претерпевать изменения, необходимость которых возникает в ходе реализации проекта.

Для кого составляют дорожные карты?

Возможно, кому-то данный аспект покажется не самым приоритетным, но мы не советовали бы его недооценивать. Ведь в зависимости от того, для кого именно создается такой «план действий», во многом зависит его наполнение.

В основном, документы такого рода создаются для руководителей проекта, разработчиков, смежных структур и для нас с вами, то есть для пользователей. Дорожное картирование, чтобы оно было эффективным, должно включать цели и технологии их достижения, начиная с первых шагов проекта и до его завершения.

Какого типа может быть дорожная карта?

Вы ошибаетесь, если думаете, что каждый крипто стартап имеет только один такой «перспективный план». Как правило, авторы создают их несколько, разных типов и разного назначения.

В первую очередь, конечно, стоит отметить основную карту, которая определяет главные цели разработки, отображает масштабную стратегию и формирует перечень глобальных задач. Но могут быть Roadmap по узким направлениям. Например, может существовать некий «календарный план» для людей, привлекающих в проект финансирование, или для тех, кто отвечает за рекламу и т. д.

В случае с международными проектами составляются Roadmap по странам, учитывающие различные национальные моменты, от местных традиций до языков, поддерживаемых сайтом компании.

Статья по тематике — Pre-ICO: суть понятия, этапы подготовки и распространенные ошибки

Почему необходимы Roadmap ICO?

В первую очередь, для того, чтобы команда действовала согласованно, в соответствии с четко определенными задачами. Основной момент здесь – конкретизация направления работы и ее последовательность: решили одну задачу, переходим к следующей или параллельно работаем сразу над несколькими пунктами.

Такой документ помогает в составлении прогнозов развития идеи, а также позволяет заранее определить риски и по возможности избежать их. Кроме того, в процессе создания дорожной карты могут возникнуть новые идеи по поводу привлечения внимания пользователей, более быстрого освоения международного рынка, эффективных стратегий развития и т. п. Да и вообще, работа по четкому плану всегда результативнее хаотичных метаний – меньше шансов что-то упустить и наделать ошибок. А для потенциальных инвесторов перспективное видение проекта облегчает принятие решения о вложении (или не вложении) в него средств.

Создание Roadmap

Чтобы самостоятельно разработать дорожную карту, не нужно иметь «семь пядей во лбу», и к помощи профессиональных веб-дизайнеров прибегать тоже не обязательно. О способах и этапах разработки такого документа мы расскажем ниже, а вы уж решайте, что из них больше всего подходит именно вам.

Способы создания дорожной карты:

  1. При помощи электронных таблиц. Это, пожалуй, самый простой и доступный из способов. Достаточно умения пользоваться Excel, и вы сможете составить таблицу, отображающую вашу идею, инициативы, обозначите сроки их исполнения. Такую таблицу нужно будет время от времени обновлять. Но это не главный ее недостаток. Главное, что вы не добьетесь необходимой визуализации и не сможете в полной мере представить свою стратегию. А поскольку таблица является статичным документом, то ее контроль и синхронизация представляются затруднительными.
  2. Презентация. Немного эффективнее визуализировать Roadmap, воспользовавшись ПО для презентаций. Здесь и возможности шире, и свободы действий больше. Но опять придется заниматься обновлениями в ручном режиме и те же проблемы с контролем и синхронизацией.
  3. Специальные сервисы. Идеальный вариант – это когда обновления «дорожки» синхронно происходит у каждого члена команды, а этого можно добиться, лишь воспользовавшись специальными сервисами для управления продуктом с соответствующим функционалом. В этом случае вы добьетесь качественной визуализации, сможете привязать процессы к глобальной стратегии, наладить сотрудничество с заинтересованной аудиторией и интегрироваться с другими системами.

Из наиболее популярных сервисов такого рода можно рекомендовать Roadmunk, Hygger, Proofhub, Roadmap planner и т. д.

Этапы работы над дорожной картой:

  1. Определить стратегию. Каждая глобальная стратегия в своей основе имеет некие ключевые цели. Главное, чтобы вы и вся ваша команда видели свою идею и в целом, и, так сказать, в «разобранном» виде, не упуская деталей, важных для целевой аудитории и отражающих ее потребности. Все это, в итоге, должно составлять четкую картину того, что вы хотите получить «на выходе».
  2. Индивидуализация релизов. Определитесь с функциями, которые желательно выделить. Решите представлять или не представлять в каждом релизе те или иные данные (внутренние и внешние).
  3. Расставьте приоритеты. А правильно их расставить вам помогут различные оценочные метрики или собственная оценочная карта, которую нетрудно создать самостоятельно. Помните и об общеизвестных правилах в расстановке приоритетов.
  4. Не избегайте коммуникации. Без обратной связи и прозрачности во взаимоотношениях еще не сработала ни одна стратегия. Не сработает и ваша. Поэтому стремитесь к совместному использованию вашей Roadmap, делитесь ею и постоянно обновляйте.

Некоторые общие требования к Roadmap

  1. Не путайте «дорожку» с бэклогом, у них несколько разное назначение и наполнение. Если бэклог отражает конкретные шаги (задачи), которые нужно совершить к определенному сроку, то дорожная карта определяет направление работы в более крупном масштабе.
  2. Ваш документ должен основываться на главных целях и крупных задачах, а вот в деталях и мелочах можно проявить некоторую гибкость.
  3. Все изменения в стратегии компании и ее целях должны отслеживаться вами и отражаться в Roadmap.
  4. Приоритеты со временем могут изменяться, их нужно пересматривать с прицелом на долгосрочную перспективу. Может оказаться, что некоторые задачи утратили свою актуальность.

Другими словами, как мы уже отмечали в начале статьи, Roadmap (дорожная карта) не является неизменным документом. Относитесь к ней, как к эффективному помощнику в вашей работе над качественным продуктом. Создавать «дорожки» можно и под глобальные цели, и под мелкие задачи. Ведь крупное состоит из мелочей и нельзя концентрироваться только на глобальных этапах. Но каждую деталь, каждую мелочь вы должны согласовать с конечной целью и основной стратегией, учитывая, какой продукт вы должны получить по завершению работы.

Итак, Roadmap (дорожная карта) представляет собой план развития (выпуска) того или иного продукта в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Это может быть совершенно новый продукт, а может быть и новая (обновленная) версия продукта, уже присутствующего на рынке. В такой карте, как правило, отражаются способы и средства, при помощи которых можно достичь поставленных целей, как промежуточных, так и основной.

Опубликованы поправки к дорожной карте по упрощению таможенного администрирования. По документу с декабря 2015 года таможня должна начать принимать электронные и предварительные транзитные таможенные декларации, упростить морской транзит грузов и изучить вопрос о необходимости круглосуточного таможенного оформления в отдельных аэропортах.

Белый дом опубликовал распоряжение о внесении поправок в «дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования (№1576-р от 15 августа). Поправки являются имплементацией решений Евразийской экономической комиссии, направленных на упрощение внешней торговли стран Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).

В частности, распоряжение обязывает ФТС распространить электронное декларирование и предварительное транзитное декларирование на таможенную процедуру таможенного транзита — сделать это службе поручено до декабря 2015 года, соответствующий акт ФТС уже опубликован на сайте раскрытия информации о подготовке документов regulation.gov.ru. К тому же сроку правительство должно подготовить план развития национального сегмента единой информсистемы внешней и взаимной торговли ЕАЭС, ориентированного на работу в режиме «единого окна».

ФТС также предстоит сократить сроки и перечень документов для возврата переплаченных пошлин и налогов — в частности, таможня не сможет больше требовать документы, которые ей были предоставлены ранее. «Дорожная карта» предполагает сократить и полномочия таможенных органов — проведение таможенного осмотра с применением инспекционно-досмотровых комплексов предполагается увязать с профилем риска участника внешнеэкономической деятельности, упразднив возможность произвольного назначения этой процедуры должностными лицами уже в сентябре. К той же дате ФТС и АСИ должны определиться, есть ли необходимость установления упрощенного порядка декларирования запчастей для гражданских пассажирских самолетов.

Отдельный раздел «дорожной карты» посвящен сокращению сроков таможенного оформления иностранных товаров в аэропортах: так, деловому сообществу предложено к ноябрю 2015 года определить «перечень российских аэропортов, в которых требуется обеспечение круглосуточного режима работы таможенных органов» (кроме ФТС и Минтранса, к этой работе правительство привлечет Агентство стратегических инициатив). По результатам работы ФТС и Минтранс доложат Белому дому об эффективности нововведений в январе 2016 года. Эти же два ведомства должны до конца года сократить число документов для оформления морского таможенного транзита, а в портах Калиниград, Усть-Луга, Владивосток и Находка ФТС проведет эксперимент по таможенному оформлению при перегрузке товаров, «доставленных в морской порт иными видами транспорта».

Среди других новшеств «дорожная карта» упоминает выдачу разрешительных документов в электронном виде, сокращение сроков выдачи Минпромторгом экспортных и импортных лицензий до пяти дней и необходимость подготовки поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, разрешающих использование обеспечения уплаты пошлин, представленного таможенным брокером, при декларировании товаров.

Олег Сапожков

ФТС предлагает сажать за ввоз санкционных продуктов

Государство, похоже, признало, что мер по уничтожению еды из стран, которые ввели против России санкции, недостаточно для полной остановки ее импорта. Федеральная таможенная служба (ФТС) предложила ввести уголовное наказание за ввоз в Россию подсанкционной продукции. Для этого придется расширить список стратегически важных товаров, в нем из еды есть только иностранные мясо и рыба, контрабанда которых на сумму более 1 млн руб. наказывается лишением свободы до 12 лет.

Тариков. УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ 1105 / 34.Совершенствование таможенного администрирования

Управление развитием таможенной деятельности в Дорожной карте проекта «Совершенствование таможенного администрирования

Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта – отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, экономических и социальных целей.

Преобразования, проводимые в последние годы в Российской Федерации, открывают перед бизнес-сообществом новые возможности. Россия неуклонно продвигается по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, укрепляет свои позиции на мировом рынке. Последовательная интеграция российской экономики в международное экономическое пространство требует качественного совершенствования таможенного администрирования как одного из основных элементов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работу по совершенствованию таможенного администрирования ФТС России проводит в соответствии с Планом мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1125-р и одобренным наблюдательным советом Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АНО «АСИ»).

Под эгидой АНО «АСИ» проводится оценка степени достижения ожидаемых результатов мероприятий «дорожной карты», а также разрабатываются предложения по внесению в нее необходимых изменений. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» должен быть реализован до 1 декабря 2015 г.

Цели «дорожной карты»

  • сокращение количества документов, необходимых для совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств;

  • сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров;

  • сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом/вывозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и из нее;

  • сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;

  • внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить до минимальных значений сроки прохождения административных процедур в связи с внешнеэкономической деятельностью.

Задачи, определенные «дорожной картой»

Мероприятия «дорожной карты» направлены на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе/вывозе в Российскую Федерацию и из нее.

Предполагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Реализация мероприятий «дорожной карты» в течение 2012 – января — 2014 гг. позволила создать своеобразный «задел» для улучшения работы таможни в будущем.

Дальнейшие мероприятия «дорожной карты» направлены на существенное сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД, а также улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.

  1. В настоящее время все таможенные органы, которые правомочны принимать таможенные декларации, могут делать это в электронном виде, что позволяет сократить как временные, так и финансовые издержки участников ВЭД.

  2. Благодаря переходу федеральных органов исполнительной власти на межведомственное электронное взаимодействие должно быть исключено дублирование электронных документов документами на бумажных носителях при условии, что товары и транспортные средства не идентифицированы как рисковые товары и транспортные средства, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях.

  3. Наделение таможенных органов, входящих в пилотную зону и действующих в автомобильных пунктах пропуска, правом совершать таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, позволит избежать дублирования проверки товаров и сократить расходы участников ВЭД.

  4. Ожидается полномасштабное сокращение срока совершения таможенными органами операций в связи с реализацией пилотного проекта, направленного на существенное сокращение срока совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля при выпуске товаров, перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация и товары и транспортные средства не идентифицированы как рисковые, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра.

  5. Реализация пилотного проекта в пяти крупных морских портах: (таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни Дальневосточного таможенного управления; таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни Дальневосточного таможенного управления; Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни Северо-Западного таможенного управления; Калининградский таможенный пост Калининградской таможни Северо-Западного таможенного управления; Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни Южного таможенного управления), что – позволит сократить срок совершения в морских (речных) пунктах пропуска таможенных операций за счет первичного селектирования товаров до их ввоза на территорию Российской Федерации, а также за счет осуществления выпуска товаров в течение времени, необходимого для разгрузки судна, при наличии предварительной информации о товарах для выпуска и предварительной информации для таможенной процедуры.

Дальнейшее полномасштабное внедрение позволит сократить срок прохождения таможенного контроля до срока, ограниченного промежутком времени, необходимым для разгрузки судна. Утверждение технологии удаленного выпуска товаров, перемещаемых различными видами транспорта, будет содействовать сокращению временных затрат участников ВЭД, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

  1. Благодаря внедрению института генеральной финансовой гарантии будет обеспечен выпуск при декларировании товаров в срок не более суток. Также предполагается осуществление принятия обеспечения уплаты таможенных платежей, в том числе банковских гарантий, в электронном виде.

  2. В результате централизации учета таможенных и иных платежей на уровне ФТС России обеспечена возможность использования декларантом при декларировании товаров уплаченных им денежных средств вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация. Для этого в таможенных органах внедрена автоматизированная система учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных платежей и издан приказ ФТС России от 25 декабря 2013 № 2437 «О совершенствовании работы таможенных органов Российской Федерации с генеральным обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов».

В результате проведенных реформ фактическое время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, сокращено до 30,43 минут, а в отношении товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, до 47,5 минут.

ДОРОЖНАЯ КАРТА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

14 сентября 2015

Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования»

Реформы в таможенной сфере, направленные на улучшение работы доблестной российской таможни, продолжаются и сегодня, правительство активно корректирует Дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования». Распоряжением № 1567-р от 15 августа 2015 года правительством были внесены дополнения в дорожную карту, которые включают меры по упрощению и ускорению таможенных операций, межведомственному взаимодействию и сокращению количества требуемых документов. Однако на данный момент ещё не реализован ряд старых положений, а установленные сроки для новых задач явно оторваны от реальности. Более того, по многим пунктам пометка «выполнено» стоит лишь формально, на деле же многие современные технологии полноценно не внедрены в практику работы таможенных органов.
За три года реализации мероприятий дорожной карты считаются исполненными около 75% задач, поставленных правительством, 12 мероприятий находятся в процессе исполнения, 13 задач ещё не реализованы, поскольку рассчитаны на долгий срок, и только 5 мероприятий таможенники не выполнили.
Казалось бы, показательная статистика, однако если посмотреть на сами мероприятия, то их реализация выглядит не слишком эффективной.
Так, например, одним из основных целевых показателей дорожной карты был рейтинг Doing Business, в котором Россия должна была значительно продвинуться вперед.
Позиция России в рейтинге Doing business с 2012 года стабильно росла, при этом показатели превышали планируемые ежегодно. И это, в свою очередь, нашло отражение и в ряде докладов таможенных руководителей – дескать, эффективно справляемся с планом.
Однако по параметру международной торговли (одной из составляющих общего рейтинга, куда и включаются различные таможенные формальности) Россия занимает всего лишь 155 место в мире – («популярность» повысилась лишь на один пункт по сравнению с предыдущим годом, а за несколько лет позиция практически не менялась). По оценкам Всемирного банка существующие характеристики России в таможенном оформлении до сих пор крайне низкие.
В первую очередь это время, которое затрачивается на транспортировку товаров по экспорту и по импорту. По оценкам организации, организации оно составляет 22 дня на экспорт и 20 дней на импорт, что более чем вдвое превышает показатели в других странах. За несколько лет положение России по данному параметру практически не изменилось.
Другая слабая сторона российской таможни – количество требующихся документов. По оценке Всемирного банка, в 2015 году таможне в России требуется 9 документов для экспорта и 10 для импорта, в то время как в странах ОЭСР (а это почти все государства-члены ЕС, Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония и др.) – всего по четыре в обе стороны. В европейских и центральноазиатских странах, не входящих в ОЭСР, необходимо 7 документов для экспорта и 8 для импорта.
ФТС с собственными показателями не согласна и приводит свои данные: по словам руководителя ведомства Андрея Бельянинова, количество документов удалось сократить до 6 при экспорте и 8 при импорте. План, однако, все равно не был выполнен. К 2015 намечалось сократить требуемый перечень до 6 документов и по экспорту, и по импорту.
При этом результаты исполнения дорожной карты все же свидетельствуют о том, что несколько документов действительно отменили:
1. Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в виде электронного документа, подписанного ЭЦП;
2. Документы, подтверждающих уплату таможенных платежей;
3. Паспорт сделки при декларировании;
4. Бумажные копии декларации.
Однако их отмена − это скорее результат информатизации таможенных органов: какой смысл в требовании, например, копии бумажной декларации, если она уже несколько лет обязательна к подаче в электронной форме? За исключением внешнеторговых контрактов (исполнение в январе 2018 года), дальнейшее сокращение документов дорожной картой не предусмотрено. Возможно, это задача на еще более длительный период.
Осложняется ситуация и тем, что при оформлении в разных таможенных органах перечень требуемых документов может существенно различаться – где-то 6, где-то 10 и более. Сами таможенники часто бывают не в курсе изменений, а любая отмена документов сразу приводит к массе нестыковок в старом и новом законодательстве. Кроме того, иногда сами участники ВЭД не знают о последних изменениях нормативной базы, и в результате этого сокращение документов ощущается крайне слабо.
Помимо числа документов, в дорожной карте содержится масса других пунктов, выполненных лишь формально. Так, среди наиважнейших итогов реализации дорожной карты числится выполненным целый ряд положений, связанных с передовыми информационными таможенными технологиями – предварительное информирование, электронное декларирование, автоматический выпуск и т.п., но, как показывает практика, и здесь не все гладко.
Сразу бросается в глаза то, что реализованные мероприятия в большей степени представляют собой издание соответствующего нормативного акта, нежели непосредственно внедрение данной технологии в практическую деятельность. На практике участники ВЭД едва ли могут ощутить улучшения от реализуемых мер.
Предварительное информирование − один из пунктов, который в рамках дорожной карты до сих пор полноценно реализовать не удалось. Несмотря на то, что оно стало обязательным на автомобильном транспорте ещё с 2012 года и железнодорожном транспорте с 1 октября 2014, оно до сих пор не функционирует на морском и воздушном транспорте. Кроме того, не изданы нормативно-правовые акты использования предварительной информации государственными органами, осуществляющими государственный контроль в пунктах пропуска (к примеру, карантинный или фитосанитарный), которые были запланированы ещё на январь 2014 года, а также не обеспечено использование предварительной информации в рамках СУР (декабрь 2014). Данных, отправляемых участниками ВЭД, недостаточно, чтобы идентифицировать какой-либо риск (кроме рисков, связанных с ввозом запрещенных товаров), а отсутствие межведомственного взаимодействия тормозит сотрудничество между государственными службами на границе, в результате чего предоставляемую информацию не удается дополнить. Это тормозит дальнейшее развитие технологии. Определенные плюсы все же имеются: как отмечается в ежегодном докладе ФТС, время оформления грузов с подачей предварительной информации удалось сократить в среднем на 10-20%.
Автоматическая регистрация поданной декларации – ещё один немаловажный пункт дорожной карты, разработку и реализацию которой предполагалось провести с января 2014 года по 2015 год. Сама идея весьма прогрессивна и полезна как для таможенных органов, так и для участников ВЭД. Она предполагает электронную технологию автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации без непосредственного участия сотрудника таможенного органа. В результате время автоматической регистрации составляет всего лишь одну минуту, в то время как срок обычной регистрации составляет до двух часов. Однако, несмотря на все удобство технологии, внедрена она пока не повсеместно, а только в рамках отдельных пилотных проектов. Всего к концу 2014 года было так зарегистрировано 36,8 тысяч деклараций, что составляет только 0,85% от всего массива деклараций. Масштабы внедрения данной технологии с каждым месяцем расширяются: так, с 1 июня 2015 года она стала применяться во всех таможнях, подчиненных Центральному таможенному управлению. Однако о применении технологии на всей территории России пока говорить рано.
По-прежнему не реализована и другая ступень на пути к «электронной таможне» − автоматический выпуск, который предусматривает принятие решения о выпуске товаров без участия должностного лица таможенного органа. Любопытно, что ещё в старом проекте Евразийской экономической комиссии «Основные направления совершенствования таможенного администрирования в таможенном союзе в 2012-2015 гг.» говорилось, что технологию автоматического выпуска удастся реализовать уже к 2015 году, и к тому времени будет автоматически выпускаться 40-50% деклараций. Однако ожидания не сбылись – запуск пилотных проектов начался только летом 2015 года (в плане дорожной карты предполагался январь 2015). Полномасштабное внедрение и вовсе запланировано на 2018 год. На практике же перед таможенниками стоит масса проблем – существующие алгоритмы разработаны пока только в отношении экспортной декларации, к товарам, выпускаемым автоматически, не должны применяться вывозные таможенные пошлины и акцизы, они не должны попадать под профили риска и в отношении них не применяются запреты и ограничения. Более того, сами товары должны экспортироваться лицами, освобожденными от применения ряда форм таможенного контроля. В результате таких ограничений перечень существенно сужается. Учитывая тот факт, что реализация проектов только началась, потребуется немало времени, чтобы доработать технологию и сделать её пригодной к применению на практике.
Не в полной мере реализована и технология удаленного выпуска товаров, функционирование которой началось ещё с 2011 года. Технология подразумевает, что участник ВЭД может подать декларацию в таможенный орган вне зависимости от места нахождения декларируемых товаров. Однако на практике с этой технологией работают далеко не все таможенные органы, хотя и были созданы так называемые ЦЭДы − Центры электронного декларирования. Это заметно ограничивает удаленный выпуск, а письмо ФТС от 02.04.2015 № 01-11/15344 и вовсе вносит неразбериху в законодательство (документ вовсе запрещает применение пунктов 79 и 80 действующего приказа ФТС № 1356, в которых говорится, что при удаленном выпуске товары могут досматриваться в месте нахождения, а не в месте декларирования). По плану внедрить удаленный выпуск планировалось ещё в январе 2014 года, однако его реализация зависла – перечень задействованных таможенных органов почти не расширяется. Сами таможенники ищут виноватых среди участников ВЭД – дескать, в рамках программы появились схемы нелегального ввоза товаров и уклонения от уплаты таможенных платежей.
Так и не доработан целый комплекс мероприятий в морских портах. Затормозилось и внедрение «единого окна», и интеграция систем государственных контрольных органов, и предварительное информирование, и даже беспрепятственная швартовка судна и отгрузка товаров. План мероприятий по претворению всех этих мероприятий был установлен распоряжением правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 739-р, согласно которому предполагалось их осуществить до 2015 года.
Но на практике вновь все стоит на месте − технологии не работают, а срок нахождения груза в порту даже по отчетным данным ФТС составляет 7-8 суток, вместо запланированных шести.
Созданная же информационная система с 2014 года ещё только тестируется в 5 морских портах пропуска в Находкинской, Владивостокской, Кингисеппской, Новороссийской и Калининградской областной таможнях (в указанных таможенных органах сроки удалось снизить до 6,5 суток). Вполне ожидаемо, что внедрена в 2015 году она тоже не будет.
До сих пор не обеспечено межведомственное электронное взаимодействие, без которого невозможно внедрение остальных информационных технологий. Внедрение данной системы планировалось ещё на январь 2014 г. В плане говорилось, что к тому времени таможенные органы смогут через данную систему получать все документы, необходимые для выпуска товаров, от других государственных органов. На практике же пока ещё ведется разработка технологических карт и настройка электронной передачи данных (всего разработано 47 технологических карты с 32 ведомствами и Торгово-промышленной палатой). Естественно, при оформлении на практике пока сами документы по-прежнему требуются с участника ВЭД. Так, например, не внедрена электронная ветеринарная сертификация, реализация которой также была запланирована на начало 2014 года.
Система категорирования участников внешнеэкономической деятельности, которой так гордятся таможенные органы, пока только начинает вводиться (хотя дорожная карта обозначила начало запуска этой программы в январе 2014 года). Полтора года категорирование существовало в основном в виде отдельных экспериментов ФТС. Тем не менее, по словам Вячеслава Голоскокова − начальника Уральского таможенного управления, − с середины 2015 года таможня все же будет классифицировать всех участников ВЭД по трем категориям: с низким, средним и высоким уровнем экономического риска (в ходе проводимых ранее экспериментов число категорий менялось от 2 до 5).
Для добросовестных участников ВЭД с низким риском это означает значительное сокращение времени таможенных операций, а основной контроль переносится на этап после выпуска товаров.
Однако таких организаций крайне мало − в 2014 году из 82 тысяч участников ВЭД только 2,3 тысячи представляли низкий уровень риска. На данный момент, чтобы предприятие отнесли к «зеленому сектору», оно должно соответствовать целому ряду условий, касающихся размеров уставного капитала, сферы деятельности, количества сотрудников, объемов декларирования и случаев нарушения законодательства — всего более 40 критериев. В результате этим таможенные органы сами создают почву для коррупции.
Из-за того, что реализация категорирования участников ВЭД только началась, не реализован и другой пункт дорожной карты − смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров (был запланирован на январь 2015 года), поскольку предполагалось, что он, прежде всего, будет реализовываться в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска. При этом не реализован он будет ещё достаточно долго — в соответствии с приказом ФТС № 1236 от 30 июня 2014 г., в феврале 2016 года ещё только должен закончиться эксперимент по его проведению.
Таким образом, по ключевым направлениям работы дорожную карту трудно считать исполненной: ряд пунктов реализован только на бумаге, а многие важные задачи, которые были поставлены на 2014 и 2015 год, не реализованы вовсе.
Последние изменения, а точнее − дополнения, которые вносятся в документ распоряжением правительства № 1567-р от 15 августа 2015 года, хоть и содержат действительно необходимые для участников ВЭД улучшения, в большинстве своем связаны с изданием определенных нормативно-правовых актов, но не предполагают их практической реализации. В связи с этим выполнение многих пунктов этого документа вполне возможно до конца 2015 года, но применение утвержденных документов на практике уже не будет входить в рамки дорожной карты.
Так, помимо дополнений и уточнений, которые необходимо к концу года внести в действующее законодательство (в сфере применения обеспечения, зачета авансовых платежей и использования ИДК), распоряжение вводит следующие пункты:
1. Сокращение сроков оформления в аэропортах при прибытии иностранных товаров и их таможенном транзите до таможенной территории (к ноябрю 2015 г. необходимо разработать перечень аэропортов, в которых будет проводиться эксперимент, и обеспечить их круглосуточную работу);
2. Разработка регламентов выдачи разрешительных документов в электронном виде (сентябрь 2015 г.);
3. Сокращение сроков выдачи лицензий на импорт (в рамках пункта предполагается до сентября 2015 г. только издание соответствующего правового акта, сокращающего до 5 дней подготовку и выдачу документа).
В тексте распоряжения содержится только два направления, в рамках которых предусмотрено их использование на практике, однако как показывает опыт реализации остальной части дорожной карты, едва ли удастся этого достичь за полгода.
Например, документ предусматривает упрощение порядка таможенного транзита для грузов, прибывающих морским транспортом, за счет сокращения сведений и отказа от предоставления электронной копии транзитной декларации, и проведение на базе этого пилотного проекта в портах Калининград, Усть-Луга, Владивосток и Находка. К декабрю 2015 года правительство уже будет ждать результатов мониторинга, на основе которого будет принято решение − быть или не быть новым правилам на территории всей страны.
Еще одно направление − использование предварительной транзитной декларации в полном объеме к декабрю 2015 г. Несмотря на простоту реализуемой технологии, когда уже работает и электронное декларирование, и предварительное информирование при экспорте и импорте, пока проводятся только эксперименты. Перечень участвующих в проекте таможенных постов при этом невелик − их всего порядка двадцати на всю Россию. Поэтому с июля 2015 года по сентябрь было зарегистрировано только около 100 электронных транзитных деклараций.
Несмотря на все благие начинания и ряд имеющихся положительных результатов (в части сокращения перечня документов, сроков оформления и упрощения многих процедур), реализация дорожной карты застопорилась ещё в 2014 году. Внесенные в документ коррективы хоть и содержат значимые для участников ВЭД изменения, вряд ли могут быть исполнены за оставшиеся полгода. Не добавляет оптимизма и решение властей покончить с работой в рамках дорожной карты не к 2018 году, как это планировалось ранее, а к 1 декабря 2015 года. Как правило, подобное форсирование приводит к обратному эффекту, и вполне может статься, что к декабрю программа по улучшению таможенного администрирования попросту будет свернута.
Оригинал публикации на сайте ИА «Провэд»

>
Пресс-центр

Обновленная дорожная карта для таможни: кому, зачем?

27 сентября 2017 года., Новости ВЭД

Правительство России утвердило внесение изменений в дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» 15 сентября. Бизнес разошелся в оценках данного предприятия, хотя в целом и отмечает сдвиг в отношении Федеральной таможенной службы к бизнесу. Но зачем фиксировать каждый лилипутский шажок в дорожной карте – не совсем понятно, ведь у таможни есть куда более надежные и оперативные инструменты для корректировки ситуации.

Дорожная карта пополнилась такими пунктами, как исключение необходимости получения дополнительных отметок в таможенном органе лицами, уполномоченными в отношении перемещаемых товаров, сокращение сроков оформления, минимизация издержек бизнеса за счет представления документов на бумажном носителе в ближайший уполномоченный на принятие таких документов орган, оснащение необходимым оборудованием автомобильных пунктов пропуска, создание нормативно-правовой базы для оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов, автоматизация процесса принятия решений, внедрение системы выборочного контроля, основанного на анализе информации и выявлении рисков нарушения законодательства и прочими довольно рутинными и повседневными занятиями Федеральной таможенной службы. Тем не менее, опрошенные нами эксперты положительно оценили вектор, заданный главой ФТС Владимиром Булавиным.

«Максимальный переход на электронный документооборот, безусловно, уменьшает временной промежуток в получении и обработке документов. К сожалению, данная система не всегда функционирует в бесперебойном режиме, в связи с чем периодически возникают задержки в работе с электронными архивами и электронным обменом. Введение электронных документов значительно облегчит и сократит процесс осуществления фитосанитарного контроля и ветконтроля. И очень радует возможность начала операций на предварительном этапе. Возможность использования единого досмотра/осмотра также облегчит и ускорит процесс таможенного оформления. А неначисление пени участнику ВЭД при наличии денежных средств на своих лицевых счетах позволяет ему избежать дополнительных расходов», − комментирует часть новоявленных пунктов дорожной карты Елена Парамонова, руководитель департамента по таможенному оформлению FM Logistic.

«Дорожная карта хорошая. Мероприятия прописаны правильные, сроки невероятные – слишком близкие. В целом, по итогам исполнения мероприятий предыдущих редакций дорожной карты для перевозчиков в морских пунктах пропуска, к сожалению, не изменилось ничего. Вероятно, это было связано с упертой позицией ФТС при прежнем руководстве. Теперь со сменой руководителя появилась надежда на грядущие изменения», − говорит Владимир Коростелев, член рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» и директор проекта Single Window.

Марина Лякишева, советник генерального директора по таможенным вопросам Nawinia, отнеслась к изменению дорожной карты настороженно:

«Не очень понятно, зачем такие мелкомасштабные задачи вносятся в дорожную карту. Если Федеральная таможенная служба согласна с этими мероприятиями и готова их осуществить в указанные сроки, разве она не может сделать этого и так, без дорожных карт? Это ведь легко реализовать при помощи нормативно-правовых актов, тем более, что в последнее время ФТС активно и конструктивно взаимодействует с бизнес-сообществом. Неужели есть необходимость каждый шаг к улучшению фиксировать в дорожной карте? У ФТС есть Комплексная программа развития до 2020 года, можно было туда распределить эти мероприятия по разделам. А мы бы с удовольствием в своих компаниях наблюдали, как растёт бизнес и наш рейтинг в Doing Business»

Довольно положительную оценку действиям Федеральной таможенной службы в свете изменения дорожной карты дал Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы АСИ по данной дорожной карте. При этом он напомнил, что далеко не все мероприятия, предусмотренные предыдущими вариантами дорожной карты, исполнены.

«Полагаю, что любую возможность в чем-то улучшить таможенное администрирование следует использовать. Другое дело, что с учетом срока действия дорожной карты до конца 2018 года потенциал новых пунктов представляется достаточно ограниченным. А делать из дорожной карты некий вечный обязательный план федеральных органов исполнительной власти, думаю, не стоит.

Меня больше тревожит, что делать со старыми пунктами дорожной карты, которые до сих пор не исполнены и не факт, что они будут исполнены за оставшиеся 15 месяцев, − говорит Виталий Сурвилло. − А они охватывают весьма важные болевые вопросы – обработки грузов в морских портах, «единого окна», расчета и оплаты после выпуска, удаленного выпуска, адекватности КоАП, оснащения МПП и т.д. По-видимому, следует разработать некий формат с использованием доказавшего свою незаменимость АСИ, регулярного донесения до власти наиболее тревожных озабоченностей бизнеса и воздействия на ФОИВ в направлении снятия этих озабоченностей.

Изменения в таможенном администрировании за время существования дорожной карты впечатляющи. Хотя многое из достижений легко забывается, а частично омрачается негативным правоприменением. Вспомним РОСТЭК, преобразование института уполномоченных экономических операторов, категорирование участников ВЭД, «Личный кабинет», централизацию платежей, электронный документооборот и многое другое. Я уж не говорю о полностью изменившейся атмосфере в самом диалоге – бизнес-таможня.

Но сфер для дальнейшей работы по упрощению и ускорению таможенного администрирования вполне хватает. Сюда относятся автоматизация механизмов анализа и принятия решений, «единое окно», установление сквозного контроля над наиболее «рискованными» товарами и решение таким образом проблемы корректировки таможенной стоимости, перенос проверки большей части нетарифных ограничений на этап после выпуска, исключения произвольности в работе СУР и так далее».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *